Регистрация

Можно ли покорить Эльбрус?

"Горы (Эльбрус), моря , океаны покорить невозможно и смешно даже думать об этом, на фоне этих внушающих красот!

И такой цели никогда не стояло, особенно глядя на множественные наскальные таблички о погибших, или смотря на летящую глыбу из магмы с вершины.

Просто попробовать дойти до конца горы в природных условиях потрясающего энергетического спящего вулкана и наслаждаться процессом. И ничто не нужно покорять, так как покорять - это рабство! И особенно природу, так как мы являемся частью её! Только попросить впустить, прикоснуться, и хотя бы на мгновение окунуться в вечность многовековых гор!"

Если природа будет благосклонна, то можно совершить восхождение, как это сделала автор данного высказывания Анна Миронова.

Анна поделилась с нами своими впечатлениями о восхождении и доказала, что при правильной акклиматизации взойти на самую высокую горную вершину России и Европы западную вершину Эльбруса высотой 5642 метра над уровнем моря может даже человек никогда не занимавшийся спортом!

Но Эльбрус — гора коварная, несмотря на то, что не требует специальной подготовки в альпинизме. Ветра и непогода, плохая видимость, грозы и туманы могут остановить даже опытных спортсменов. Пока не побываешь в горах, не поймешь, как будешь себя чувствовать на высоте.

Основными объективными опасностями на маршрутах восхождения являются многочисленные ледниковые трещины и погодные условия — погода на Эльбрусе может испортиться в считанные часы, что наряду с уменьшением видимости и резким падением температуры приводит к потере ориентации и гипотермии, а также возможная недостаточная высотная акклиматизация восходителей и такие связанные с ней факторы, как обезвоживание, значительное ухудшение самочувствия и, как следствие, потеря концентрации внимания.

Какими же качествами нужно обладать, чтобы оказаться достойным двуглавого красавца?

Аня — человек, который чтит традиции и изучает историю своей семьи. Ее бабушка, будучи полностью слепой, во главе со слабовидящей взошла на Чегет. Семейный фотоальбом хранит черно-белые фотографии с видами на Эльбрус.

Анну с детства привлекали горы, где бы она ни была, всегда хотела залезть на вершину ближайшей горы.

«Идешь одна по горам, а мне не страшно, встретишь человека через час-полтора, а он сам воды предложит, и поддержку чувствуешь сразу! И все друг с другом здороваются! И самое главное — горный климат. Я чувствую, как будто там родилась и все мне знакомо!»

Теперь Аня, мама троих детей, передает любовь к горам и «азарт вершины» подрастающему поколению. Большая семья Мироновых провела июнь 2016 года на Кавказе в санатории «Салют» города Железноводска и, кончено, они изучили много вершин поблизости. С этого и началась подготовка к восхождению на Эльбрус. Все вместе ходили на гору Железная высотой 853 метра, на гору Бештау высотой 1400 метров, много гулями по горам.

«За время пребывания на Кавказе Эльбрус открывался мне не один раз! По народным местным поверьям открывается он не всем. Первый раз в непогоду, когда мы поехали с детьми Гришей и Настей к северному склону Эльбруса в долину Джилы-Су! Был дождь и сильная облачность, туман! И, вдруг, внезапно облака расступились и перед нами появился сверкающий, наверное, как алмаз, удивительно ровной формы Эльбрус! Он блестел на солнце, окутанный белоснежным облаком, которое укрывало его точно по форме! У нас ослепило глаза!!! Вот ты какой!

Второй раз он открылся мне там же (долина Джилы-Су), когда возила в Приэльбрусье северного склона старшего сына Колю.

И третий раз он пригласил меня к себе, когда мы проходили трекинг в ущелье Адыр-Су и, возвращаясь в альплагерь с высоты, увидели Его!!! Он выделялся из множества других гор (хребтов), был белоснежен и спокоен, и очень какой-то правильной формы. Вид вулкана был новый для меня, с южного склона я его видела впервые! Я приободрила группу, сказав: "Смотрите - он зовёт нас к себе, в знак этого нам показался! Мы обязательно взойдём!" Но мы все-таки взошли не все и в непогоду. Может так и надо было, ведь интереснее , когда труднее!»

Восхождение на Эльбрус сейчас очень модно, поэтому в интернете без проблем можно найти подходящую программу с инструктором, что и сделала наша любительница гор. Выбор пал на компанию «Клуб приключений».

Программа рассчитана на 11 дней, из которых 3 дня — резервные.

Члены группы собирались к определенному времени в аэропорту Минеральные воды, где их встречал инструктор. Через три часа пути на микроавтобусе уже можно было наслаждаться потрясающими видами Приэльбрусья в Ущелье Адыр-Су. Высота лагеря 2200 метров.

Первые 5 дней была хорошая акклиматизация с подъемами до высоты 3600 метров и ночевками на высоте.

Ходили вверх к Ледовому озеру на 3000 метров.

«Купание в горном озере для меня было не новое ощущение , так как я купалась в горных озёрах и реках, и все они были ледяные. А купаться мне в них нравиться, так после я чувствую себя как огурец, а если серьёзно, как будто мне лет 15. Очень много энергии!!!

Мне запомнилось, как мы шли к озеру - это называться «радиалка» в туристическом сленге. Останавливаешься в горах на ночлег, ставишь палатки и, пока не стемнело, идёшь без рюкзаков на прогулку по горным тропам в поисках чего-то. В данном случае это было озеро! Главное что бы не застал дождь! Ощущения веселые с товарищами по группе все время смеёмся особенно на высоте 3600 метров. Смех заразительный, немного даже истеричный - видимо горная болезнь даёт о себе знать! Думаю про себя - если так будет и дальше проявляться горная болезнь, мне даже очень нравиться! Давно так не смеялась. В походе весело! Дежурство - добыть воду, найти пакеты подписанные нужным днём с едой, разжечь горелку. Все это для меня было ново и интересно . Настоящие стаи горных диких козлов, бродящих вокруг нашего палаточного лагеря в поисках пищи. На утро очень легко определить к какой палатке больше всего подходили козлы.»

На пятый день был переезд к поляне Чегет – местечко совсем рядом с канатной дорогой на Эльбрус. Там в прокате можно взять недостающее для восхождения снаряжение.

Так как восхождение на Эльбрус — это первый поход для Ани, она решила перед восхождением отдохнуть от палаточной жизни и снять номер в гостинице вместе с товарищами из «Клуба Приключений».

Восхождение было запланировано на 8 августа 2016 года в День альпиниста. Праздник способствовал принятию решения взойти даже в непогоду. С погодой Анне, к сожалению, не повезло...

На шестой день походников ждал аттракцион!

В этот день поднимались на канатных дорогах: два фуникулёра и третья – кресельная канатная дорога. Станция Азау (2300 метров) – станция "Старый кругозор" (3000 метров) – станция "Мир" (3500 метров) – станция "Бочки" (3800 метров). Затем все надели кошки и шли пешком до места с названием "Приют Одиннадцати" на высоте 4200 метров, а вещи ехали на ратраке. Здесь поставили палаточный лагерь на снегу.

Учились правильно падать и "зарубаться" трекинговыми палками в снег, предотвращая скольжение. Умение правильно падать и останавливаться необходимо для восхождения на Эльбрус!

Спали в грозовом облаке, а вокруг сверкали молнии... На утро палатки занесло снегом и пришлось откапываться.

Такие природные катаклизмы - обычное дело для Кавказских гор, и тот кто хочет совершить восхождение должен быть готов не только любоваться белоснежными пиками на фоне голубого неба, но и спокойно принимать ледяной дождь, холод, снег и туман. Многие из группы «Клуба Приключений» не дошли до вершины из-за плохой погоды. Им хотелось любоваться красотами природы, а не шагать в облаке в условиях почти нулевой видимости.

«Все восхождение иногда очень глупо и смешно смотрится. Как люди идут в снежных горах, их никто не заставляет, а они идут в трудности. Посмотрите — мы самобичеватели!»

На седьмой день был радиальный выход к Скалам Пастухова (4800 метров). После обеда – отдых и ранний отбой.

Восьмой день — 8 августа 2016 года, День альпиниста, восхождение!

В час ночи – общий подъем. Поспать Ане почти не удалось, яркие впечатления, эмоции, волнение - совсем не до сна.

Завтракали, собирались и ждали другую группу из своего клуба очень долго. Выход состоялся ночью в 2 часа 45 минут. С собой взяли термос и перекус (орехи, сухофрукты, шоколад).

Теплые вещи рекомендовали надеть на себя, и Анна начала восхождение в пуховике, но на скалах Пастухова разделась до термобелья, так как ей чаще бывает жарко, чем холодно. Аня рекомендует для восхождения продумать многослойную одежду, которую легко снимать и надевать на ходу.

Один их ключевых моментов восхождения — Косая полка, узкая снежная тропа которая имеет ощутимый уклон и протяженность, теряясь из виду где-то высоко в дали. Она идет на высоте от 5000 метров до седловины - 5300 метров.

Говорят, что там лучше не садиться, если сядешь, то уже идти вперед больше не сможешь. Многие именно там принимают решение о сходе.

Аня все-таки присела на полке — руки и ноги тяжелые, двигаться не хотелось, а хотелось отдыхать, есть и смеяться! Состояние эйфории!

Пока сидела на Косой полке, дождалась группу МЧС, которая шла с вершины, и сказала, что проход дальше седловины закрыт из-за плохих погодных условий. Сильная половина Аниной группы уже ушла вперед... Анна предложила всем, кто сидел рядом на Косой полке, дойти хотя бы до седловины. Пусть высота 5300 метров будет вершиной этого восхождения.

«В горах цель проще, чем в жизни. В социуме иногда даже трудно понять, что тебе нужно. А в горах — вот вершина, и это — цель! Легко и просто, без усложнений. Вот перевал, и это — цель!!!»

Предложение пойти на седловину поддержали не все. Многие из тех, кто решился, шли очень медленно, часто присаживаясь. Аня оставила их позади, и они не успели догнать ушедших вперед восходителей.

Разметку было видно - трасса обозначена красными флажками. Во время движения силы прибавились, и можно было идти без остановок. Дошла до седловины, и увидела, что ушедшая вперед группа все-таки движется наверх. Оказалось, им только что дали добро на восхождение. За безопасностью на маршруте следят сотрудники МЧС. До седловины наша целеустремленная девушка дошла одетая очень легко! Ей кричат: «Хотя бы варежки возьми!»

И тут случился прилив сил, вершина близка и возможна! Обидно, что цели было не видно из-за тумана, и это усложняло восхождение. Сложно дышать, сложно поднимать тяжелые ботинки... Около 13 часов 30 минут вершина была достигнута!

«Когда инструктор сообщил, что осталось 42 метра, они оказались очень долгие. Я думала просто, что надо же - дошла!!! Жаль, что непогода, и мы в облаке! На вершине мне хотелось сначала отдохнуть, я легла, и мне было хорошо! Ни страха, ни холода, ни мыслей о скорейшем спуске... Наконец-то Время остановилось, а то я все время куда-то спешу! Оно остановилось, потому что я взошла и идти больше было некуда! И только тогда я расслабилась. Это я потом проанализировала. Конечно, потом все обнимались, фотографировались, и я фотографировала! Появились силы опять! Чувствовала себя хорошо, удовлетворенно. Ведь на Косой полке у меня были мысли повернуть обратно. Не болела голова, только отдышка, но я к ней уже привыкла за время подъёма. На вершине Эльбруса в тумане, в облаке наша группа увидела молодого человека на сноуборде - совсем одного в непогоду! Он стоял свободный и бесстрашный с другими целями, не думая об акклиматизации, он готовился спускаться на доске до приюта 11 - бочек!!! ( 3800 или 3900 метров), как мы выяснили потом! Мы попросили его сфотографировать нас. А я думала, что мне повезло, что я дошла. На Косой полке мне было мягко скажем неожиданно тяжеловато. Я такой человек, что рассматриваю все жизненные варианты, поэтому никаких принципиальных жестких целей не ставлю нигде и никогда! Просто делаю, пробую один или несколько раз,а там как пойдёт, без фанатизма, смотрю по ситуации, если только это не касается жизни и смерти, где необходимо очень напрячься. Или когда ты слово дал! Я детям обещала дойти, но прибавила, что может случиться так, что мне не удастся, и это ничего страшного. Доля авантюризма и спортивного характера тоже не помещает в восхождении, но все- таки главное - это любовь к природе! Ну и пару слов о главном человеке, без которого я бы никуда не поехала - это мой муж Андрей, который подарил мне эту возможность! Он меня поддерживает во всем! Помог мне собраться финансово и физически, уладить вопрос с детьми, ну и, конечно, очень за меня болел! Он сказал, что на хорошее мероприятие идёшь - детям жизнь показываешь, пример отличный! Поэтому я с легким сердцем поехала в свой первый в жизни горный поход! Семья - это здорово!!!»

Многим тяжело дается спуск, но не Ане. Обратно летела, как на крыльях. На эмоциях до высоты 4200 метров спустилась очень быстро, но от избытка чувств не могла заснуть. На следующий день все спустились на поляну Чегет и в сауне отметили восхождение.

Вот так на словах кажется все просто — человек поставил цель и ее достиг!

А на самом деле, какие они, эти горы не поймешь, пока не побываешь там. А если побываешь, то полюбишь на всю жизнь и будешь стремиться вернуться в горы снова и снова.

Следующим летом Анна Миронова хочет взойти на Эльбрус с более сложной северной стороны вместе с мужем.