Отчет заслуженного марафониста страны - Андрея Иванова о прошедшем в г. Гусь-Хрустальный лыжном марафоне, также заслуживает интереса читателей. Делимся им с Вами с разрешения самого Андрея.
Субботнее утро и вот опять я собираюсь на лыжах бежать
Я достаю свой рюкзак и лыжный чехол завтра с друзьями бегу марафон,
На улице стоит ужасная жара, но билеты в кармане и ехать пора
Мы любим марафоны,
Мы люблим марафоны,
Я люблю марафоны …
Глава 1. Дорога (поездом, автобусом, пешком)
Народная мудрость: «Любой марафон начинается с дороги»
Раннее (9:30) утро Курский вокзал с платформы 1 взлетает «Стриж», на борту которого среди прочих пассажиров разместился и наш небольшой коллектив НУЛыМов (Неоднократные Участники Лыжных Марафонов). Погода в конце января в год обезьяны подложила большущую «свинью» в виде сумасшедшей оттепели, но вопрос ехать или не ехать даже не обсуждался: «Всё решили, всё сказали, были куплены билеты». Где наша не пропадала !
Дорога пролетела незаметно, в пути меньше двух часов, и вот уже Владимир. Выходим из поезда, перепрыгивая через лужи и обходя залежи грязного снега ли? перебираемся через площадь к зданию автовокзала. Узнаем, что через полчаса идет автобус до Гусь-Хрустального, покупаем билеты, коротаем время в поисках бесплатного туалета, и занимаем места согласно купленным билетам. Автобус отправляется заполненным на треть, но уже через три остановки не остается ни одного свободного места, так что приходится водружать рюкзак на колени. За окном сплошная серость: грязные машины, черная дорога, голые деревья, невыразительные строения…одним словом глаза закрываются и….. по какому-то невероятному везению только лишь открыв глаза, замечаю промелькнувшую вывеску «Баринова роща». Блин, мы же туда едем, вскакиваю со своего места, через весь салон несусь к водителю с криком: «Стойте, выпустите нас», на что получаю спокойный ответ, что здесь останавливаться нельзя. Короче, высаживают нас на ближайшей остановке, откуда мы и бредём по скользкой снежной тропке 1,5 км обратно. Дошли.
Глава 2. Размещение.
Заселяемся быстро, благо забронировали два двухместных номера заранее. Один номер оставляем за собой еще на полсуток, чтобы оставить вещи, а после марафона было бы где помыться и перекусить. Гостиница, скорее всего, переоборудованное бывшее административное или производственное здание, коридоры длинные, метров по 80, широкие. Номера тоже просторные без изысков, но со всем необходимым набором: кровати, тумбочки, шкафы, телевизор, душ… Холодильника нет, но приоткрыв окно, получаем холодную полку-подоконник. По дороге на этаж и в холле встречаем нескольких лыжников, так что мы не одиноки. Разбиваемся на пары, потрошим рюкзаки, тащим еду в одну из комнат, быстренько обедаем и договариваемся через 40 минут с лыжами идти тестировать трассу будущего марафона.
Глава 3. «Проба пера».
Местонахождение гостиницы идеально – переходим дорогу, проходим еще метров 60-70 и мы на стартовой поляне ! Здесь же расположен стенд с разнообразной информацией: Положение о марафоне, схема трасс, предложения по обработке лыж, разные объявления.
Состояние трассы неоднозначно: снега много, местами он закатан, а местами поверх лежит свежак, имеется лыжня для классики, но она не убедительна. Потихонечку едем по 10 км кругу (есть круги 2 км – освещенка, 3, 5, 10 и 15 км) все они готовятся бураном, трасса довольно узкая, мест для обгона мало.
Но ! вокруг красота: вековые сосны, устремленные к небу, лес чистый, светлый никакого бурелома, воздух удивительно свеж и приятен на вкус, снег белый, как и положено снегу. На трассе чисто ни веток, ни корней, ни мусора. Палки периодически утопают в снеге, всё-таки подготовка бураном не позволяет утрамбовать трассу должным образом. Километра через три лыжня начинает петлять по лесу как заяц, убегающий от лисы, сплошные повороты. Начинают встречаться небольшие подъёмы, но на такой скорости, когда просто катаешься, их проходишь даже не замечая. Кругом тишина и спокойствие. Ни шума машин, ни голоса людей, только наши негромкие переговоры.
Добравшись до развилки 10/15 км и памятуя, что завтра бежать марафон, решаем особо не упираться и ограничиться десяточкой. По результатам пробы принято решение: не заморачиваться подготовкой лыж, так как на завтра не стоит цель бежать на результат. Всё-таки первый старт сезона, объемов у всех маловато (бесснежный декабрь и начало января сделали свое черное дело), так что главное - дойти … и успеть добраться до Владимира.
Глава 4. Точка невозврата.
Переходим дорогу, быстро переодеваемся и отправляемся в центр Гуся-Хрустального. От гостиницы до остановки метров 250-300, далее минут 10 автобусом и мы в центре города.
Справка: Гусь-Хруста́льный (до 1926 года — Гусь-Мальцевский) - город (с 1931), административный центр Гусь-Хрустального муниципального района и муниципального образования «Город Гусь-Хрустальный» Владимирской области. Расположен в Мещёре на реке Гусь, в 63 км к югу от Владимира. Население — 56 676 чел. (2015). Название жителей города — гусевчане. Посёлок (Гусская волость) упоминается в документах XVII века. В 1756 купцы Мальцовы в урочище Шиворово на реке Гусь начали строительство стекольной мануфактуры, давшей начало известному бренду Гусевской хрустальный завод и, собственно, название самого города «Гусь-Хрустальный». В Гусе изготавливались ходовые изделия из простого и цветного стекла с цветочной росписью и золочением. Изделия из хрусталя славились своей алмазной (бриллиантовой) гранью, украшались гравировкой. Выпускались вазы из двух- и трёхслойного хрусталя с травлением. Уже на II Всероссийской выставке мануфактурных изделий, проходившей в 1831 в Москве, гусевский хрусталь был отмечен «малой золотой медалью». Через два года гусевские изделия завоёвывают на Петербургской выставке «большую золотую медаль». Ещё через два года мальцовские изделия выходят на мировой рынок.
Вскоре гусевский завод осваивает технологию изготовления богемских изделий.
В 1844 в Гусе началось строительство бумагопрядильни, пуск которой состоялся в 1847. В 1865 стала действовать и бумажно-ткацкая фабрика, а в 1888 — вигонепрядильная. Хлопок закупался в Америке, всё оборудование было английским. На Всероссийской выставке 1870 гусевским хлопчатобумажным изделиям была присуждена серебряная, а на выставке в 1882 — золотая медаль.
В начале XX века Гусь-Хрустальный стал крупным фабричным посёлком.
В 1918 предприятие было национализировано. В советский период изделия не раз представлялись на престижных международных выставках.
Постановлением НКВД от 25 февраля 1919 года Гусь-Мальцевский получил статус города. Однако вследствие тяжёлых материальных условий, отсутствия административных зданий и какого-либо коммунального хозяйства, жилья, средств на оплату жалования городскому штату, Гусь-Мальцевский не смог справиться с городскими расходами и впоследствии был переведён на положение рабочего посёлка.
Декретом ВЦИК от 23 августа 1926 года был образован Гусевской уезд. Гусь-Мальцевский переименован в Гусь-Хрустальный и стал уездным центром. На территории уезда действовало 26 довольно крупных промышленных предприятий. С ликвидацией губерний и уездов был организован Гусевский район Владимирского округа Ивановской Промышленной области. Посёлок Гусь-Хрустальный с 10 июня 1929 года становится районным центром.
Постановлением ВЦИК от 20 ноября 1931 года рабочий посёлок Гусь-Хрустальный был преобразован в город. 11 марта 1936 года вошёл в состав Ивановской области. 14 августа 1944 года Гусь-Хрустальный переходит в состав вновь образованной Владимирской области.
В 70-х годах строится набережная, асфальтируются дороги. Идёт бурный рост промышленности. В советский период в городе работают крупные производства, такие как Хрустальный завод, Текстильный комбинат, Опытный завод, Стеклозавод им. Дзержинского, Кварцевый завод, Швеймаш, Арматурный завод, действует Институт стекла, Креолиновый завод, Мясокомбинат, Молококомбинат, Хлебозавод. Строятся клубы, школы, открываются детские загородные лагеря отдыха.
Гусевской хрустальный завод является крупнейшим отечественным предприятием по производству художественного стекла и хрусталя. В 1996 году город Гусь-Хрустальный был удостоен международного приза «Золотой Меркурий» за сохранение историко-архитектурного облика города.
До 2010 года Гусь-Хрустальный имел статус исторического поселения, однако Приказом Министерства культуры РФ от 29 июля 2010 г. № 418/339 город был этого статуса лишён.
Перестаёт существовать Кварцевый завод, Текстильный комбинат, Швеймаш, исчезает Институт стекла, Хрустальный завод, мясокомбинат…
В ноябре 2011 года знаменитый Хрустальный завод, давший имя городу, перестал существовать. Производство на заводе было остановлено 5 ноября 2011 года по причине отключения электроэнергии за долги в 11 миллионов рублей. 26 декабря 2013 года возобновил работу Хрустальный завод, а точнее — 4-й его цех, который специализируется на выпуске цветного хрусталя.
То есть – полная з…ица ! Покупаем немного еды, а также продукцию Гусь-Хрустального пивзавода под названием Мальцовское, кстати, весьма хорошее, узнаем, что музей хрусталя не работает и движемся обратно на ходу принимая решение заказать такси, так как старт гонки в 12-00, время прохождения по сегодняшним условиям 4-4,5 часа и есть риск не успеть на автобус, до которого еще как-то надо добраться, и, собственно: «Опять от меня сбежала последняя электричка», которая уходит из Владимира в 19:23.
Через администратора делаем заказ такси на завтра, покупаем обязательные магнитики и прочие сувениры, ну, и вдумчиво и не торопясь начинаем углеводную загрузку.
Глава 5. ….хмурое утро.
Вечер проходит спокойно, лениво перебираю кнопки пульта телевизора, натыкаюсь на канал «Иллюзион», и с удовольствием, в который уже раз, пересматриваю «Иван Васильевич..», «Бриллиантовая рука..». Игорь увлеченно изучает последний выпуск журнала «Лыжный спорт», цитирую каждые три минуты понравившиеся моменты. Где-то в начале двенадцатого гасим свет и под мерный стук капели засыпаем. Ночью пару раз с гулким грохотом сходят «лавины», что не предает уверенности в сохранении трассы до момента старта….
Утро не приносит облегчения, все тоже хмурое небо, мокрое окно… Спускаемся на первый этаж, идем завтракать, проходим через здровеный, площадью под 100 кв.метров холл, успеваю продрогнуть и отсыреть. Континентальный завтрак, включенный в стоимость номера, представляет собой кусок хлеба с маслом и сыром, небольшой кусок твороженной запеканки и чашки чая/кофе на выбор. Естественно, возвращаемся в номер и добираем своими продуктами необходимые для марафона калории. К 9-30 идем на регистрацию, которая находится в 100 метрах от гостиницы. Всё проходит быстро и без осечек: заполняем бланк о персональной ответственности за свое здоровье, платим 500 р и получаем офигенный по красоте биб. К сожалению, чтобы получить его на память надо заплатить еще 350 р. Возвращаемся обратно в
номер. До старта чуть больше 2 часов, делать нечего, и в голову начинают лезть дурацкие мысли: погода хреновая, объемов нет, сил может не хватить, а вдруг на старте палку сломают…. ну, зачем я поперся в такую даль? Сидел бы дома, отдыхал… За окном по-прежнему серо-пасмурно-мрачно. Время неумолимо приближается к полудню…..
Глава 6. Охотники за марафонами.
- Это будет славная охота, хотя для многих она будет последней...
"Маугли"
Минут за 15-20 до старта перетаскиваем вещи в один номер, сдаём второй и неспеша идём к старту. На поляне уже не протолкнуться: машины, люди, лыжи. Какая-то круговерть. Заряжаясь энергетикой окружающей обстановки, отбрасываю в стороны дурацкие мысли и скромно встаю в 3 с конца ряд. Цель одна – получить зачетный марафон, то есть, всего навсего дойти до финиша, каких-то 51 км. Слава Богу, за ночь ни мокрого снега, ни дождя не было, и трасса вполне пригодна. На улице слабый плюс, так что можно спокойно дожидаться старта. Примечаю знакомые лица, здороваюсь, желаю удачи, в ответ получаю тоже самое. Арнольд, Игорь и Михаил твердо придерживаются выбранной тактики и встают самыми последними. Ведущий в который раз призывает всех быть на лыжне вежливыми, уступать дорогу сильным, не толкаться и беречь силы. В глазах рябит от буйства красок, все-таки лыжные старты более «колоритнее» беговых – комбинезоны разноцветные, ботинки, лыжи, палки, очки, поясные сумки, шапки, баффы.. настроение потихоньку поднимается и вот уже с нетерпением ждёшь старта.
Ровно в полдень старт дан и караван из сотни лыжников вытягивается в тонкую струйку. Характер трассы не позволяет растягиваться в три-четыре ряда, так что позволяю себя обогнать всем желающим, закрепляюсь в выбранной «нише» и с вполне приличной скоростью 16,4 км/час, устремляюсь к намеченой цели.
Темп хороший, трасса на удивление тоже, снег немного просел, возможно прошёл Буран, так что лыжи легко скользят, равновесие не нарушается и можно повертеть головой по сторонам. Бор сказочно прекрасен. Внезапно появляется солнце, и дыхание перехватывает – Шишкин обзавидовался бы!!! Стволы сосен становятся прозрачными и кажется через них можно смотреть насквозь. Снег по-прежнему белый, хвоя ярко-зеленая, небо голубое – настроение стремительно улучшается. Спокойно еду в группе из пяти лыжников, темп немного упал, но желания упираться и обходить впереди идущего не возникает. Едущий передо мной молодой парень (номер 101) идёт технично, толкается под каждый шаг, ехать за ним комфортно. Вскоре попадается первый пункт питания. Призывно горят сосновые дровишки, по воздуху расплывается дурманящий запах чего-то родного, знакомого на генном уровне, оглушительно звучит дудка болельщика, кто-то кричит что-то ободряющее, и мы несёмся дальше. Пока можно не подкрепляться.
Добираемся до вчерашней развилки 10/15 км и тут оказывается, что не изведанная вчера часть дистанции, преподносит сюрприз. Умопомрачительная пятерка. Сходу взлетаешь на первый гребень и перед глазами открывается захватывающая картина: цепочка лыжников змейкой струится среди небольших холмов, то появляясь, то исчезая из поля зрения. Вверх-вниз, вверх-вниз. Появился – пропал. От постоянных поворотов начинаешь ощущать себя как на гигантской карусели, голова идёт кругом. Подъём-спуск-поворот; спуск-поворот-подъём, поворот-поворот-подъем-спуск… и так 5 км.
Замечаю, что в подъемы мой «ведущий» заходит медленнее меня, но обгонять его все равно не собираюсь. Где-то посередине этой петли, наверху очередного подъема второй пункт питания, пока пропускаю. Наконец, круговерть закончилась вылетаем на оперативный простор. Впереди нас ждут три трамплина-ямы. По моему мнению организаторы специально для усложнения трассы в трех местах поработали экскаваторами или лопатами, углубив местный рельеф. Заезжаешь на крутую, но невысокую горку и проваливаешься вниз - спуск крутой и глубокий. И так три раза на протяжении метров 600. Но вот, наконец, промежуточный финиш. Первый круг пройден за 1 час 4 минуты. Протягиваю руку, хватаю бутылку с питьём, делаю глоток и, о ужас, напиток холодный. Температура тела стремительно опускается на пару-тройку градусов, по телу пробегает крупнокалиберная дрожь. Но погода тёплая, так что метров через двести всё приходит в норму. Надо поосторожней на пунктах.
Едем в том же порядке, правда один нетерпеливый участник (№ 13) уходит в отрыв, но чувствую, что позже мы его догоним, бежать одному сложнее, а судя по технике он не ас. Где-то после 21 км нашу группу накрывает лидер забега-спутника на 34км, они стартовали через 15 минут после нас. Ещё через один с небольшим километр накрывает второй.
Скоро показывается пункт питания, спрашиваю тепленького и… получаю. Три-четыре торопливых глотка и дальше. Идём дружно, но чувствую, что темп неукоснительно падает. Стараюсь ехать аккуратно и не наезжать на лыжи впереди идущего. На следующем пункте питье не беру, но хватаю соленного огурчика. Нас обгоняют несколько лыжников из забега-спутника, они торопяться, им до финиша осталось всего ничего. Вот и долгожданный поворот, смотрю на часы – время второго круга 1 час 10 мин. Многовато…
Через пару километров наш «лидер», за которым мы ехали 1,5 круга, решительно уходит в сторону и приглашает посолировать. Так как я иду вторым номером, приходится взвалить на себя бремя лидера. Бросаюсь вперед, довольно быстро 101 остаётся позади, а убежавшего час назад 13-го догоняем через три минуты и тоже оставляем за спиной. Пробежав в таком темпе минут 10, начинаю чувствовать, что надолго меня не хватит. Техника потихоньку разваливается, перехожу на отталкивание под одну руку, пульс подскакивает, дыхание становится прерывистым. За мной остался только один лыжник (номер 37), с ним, обмениваясь короткими репликами, мы едем почти до самого финиша. Опять попадается холодное питьё, ноги мокрые, спина тоже, но, слава Богу, нигде ничего не натёр. Силы потихоньку начинают заканчиваться, на ходу достаю из кармашка пакетик Арены и подкрепляюсь. Должно хватить.
И вот апофеоз гонки: мы потихоньку начинаем подбирать соперников: первый, второй,……. третий. Все вежливы, услышав за спиной дыхание погони, отступают в сторону уступая дорогу и подбадривая словами. Приятно! На последнем пункте заглатываю кусочек банана. На спуске обхожу еще одного, отрываюсь от своего напарника и подгоняемый видом преследователей, которые появляются на паралелльных петлях, собрав остатки сил качу к финишу. В голове мелькает мысль: «А не обойти ли мне стороной каверзные предфинишные трамплины-ямы?». Но вспоминаю название марафона «Честный лыжный марафон друзей», нахожу в себе силы и, чертыхаясь про себя, вс.кара.б.кива.юсь на все три.
Наконец, финиш. Никто меня не обогнал. Итоговое время 3 часа 21 минута, то есть третий круг получился чуть быстрее второго. Девчонки с медалями стоят в стороне и переговариваются о чём-то своем. Думаю: «Неужели медаль дают не всем?». Воспроизвожу свою мысль вслух, и на
шею мне вешают заслуженую награду.
Снимаю лыжи, очищаю их от снега и иду к столу, за которым, делясь впечатлениями от гонки, утоляют голод более быстрые участники. Беру тарелку с гороховым супом (горячим), кладу туда сосиску и торопливо поглащаю. Надо сходить в номер, переодеться, помыться, освободить душ для следующего, ну, и по возможности помочь остальным членам команды, всё-таки не мальчики! Не успев выйти из номера, встречаю Мишу, который тоже успешно закончил гонку и даже успел дать интервью организаторам. Оставляю его и, одев фирменную нулымовскую футболку, бегу к финишу. Игорь уже пьёт чай, а Арнольд, с медалью на шее, о чём-то беседует с организаторами марафона. Делаем несколько групповых фото и идём в номер отмечать результат сегодняшней «охоты».
Игорь – 1940 гр Михаил – 1941 гр Арнольд – 1943 гр Андрей – 1959 гр
Мастер Russialoppet Мастер Russialoppet Мастер Russialoppet Мастер Russialoppet
Член клуба 50 марафонов Член клуба 50 марафонов Член клуба 50 марафонов Член клуба 50 марафонов
Мастер СМЛР
Глава 7. Подводя итоги…
Общее мнение всех НУЛыМов – надо ехать. Марафон Хороший. Место красивое. Добираться несложно, можно сказать, в шаговой доступности. По деньгам недорого: с дорогой, проживанием и стартовым взносом – 3500 руб.
Конечно, с погодой немного не повезло, в ботинках на втором круге почувствовалось хлюпанье, а проваливание палок не позволяло проталкиваться. Замечаний к качеству подготовки трассы нет. К организации есть небольшие пожелания, но в целом очень хорошо. Позволю подметить недобросовестную работу некоторых волонтеров на пунктах питания, бутылочки подавали неудобно, питье по большей части было холодное, бананы, курага и др. стояли на столах приходилось спрашивать, подъезжать, толкаться и без того на узкой трассе, в общем ребята больше были заняты зимними забавами, чем обеспечением участников... (никто не инструктировал), на трассе и на пунктах питания подменного инвентаря не предусмотрено.
(Мнение автора может не совпадать с мнением других участников)
PS. А Москва встретила нас проливным дождём……
Добавить свой: