3-4 марта в Дёмино прошел XII Традиционный Ростех Дёминский марафон 2019. Марафон подтвердил свой статус главного лыжного события в стране, собрав на финише более 1900 человек и распродав все свободные слоты на гонки-спутники. Но такая массовость абсолютно не помешала тому, что соревнования прошли в прекрасной, праздничной и душевной атмосфере. Как такое удается дёминским организаторам, мы решили расспросить директора марафона Александра Игнатьева.
- Подведите, пожалуйста, краткий итог прошедшего марафона.
- Мы всегда стараемся в первую очередь смотреть на ошибки, недочеты, недостатки в проведении соревнований, и приятно, что в этом году большинство отзывов – положительные. Конечно, были нюансы и недоработки, но, наверное, 95% отзывов очень добрые и позитивные. Люди собираются возвращаться в Дёмино ещё и ещё. Вот это и есть главный итог.
- Какие новинки в организации Дёминского марафона появились в этом году?
- В прошлом году мы пришли к выводу, что нам не хватает места для переодевания, и была добавлена большая 30-метровая палатка. В том году палатка была только для мастеров Worldloppet и иностранных участников, а в этом добавилось около 200 квадратных метров для всех. И это, кстати, очень сильно помогло.
Второе – была непростая ситуация с трассой. Буквально за неделю до старта случился форс-мажор – у нас забрали на Универсиаду в Красноярск главного специалиста по подготовке трасс. Причем, забрали варварским методом – заставили его уволиться, обрубить все концы. Но ребята (Дмитрий Баранов и Сергей Ерохин) справились, привлекли Александра Ласточкина, человека, который работал на всех Кубках мира, поэтому трассу все могли оценить, а ребята – просто молодцы. Это, конечно, очень важный момент, потому что люди едут в первую очередь на трассу – на хорошую, даже знаменитую Дёминскую трассу. А работа была адская! Был перепад температуры с дождя до минус 12, и вся образовавшаяся за оттепель каша замерзла, причем замерзла в очень нехорошей консистенции. Местами промерзало до восьми сантиметров, и всю ночь на двух машинах наши специалисты ездили по очереди молотить эту жуткую наледь. Это всё делается на небольшой скорости – 4-6 км/ч. Трактора в момент работы ужасно трясет, но надо отдать должное – справились.
Третье, о чем хочется сказать, что появилась стабильность, стабильность в работе с административным ресурсом. Работать стало намного легче, губернатор постоянно на связи, его команда, правительство области, зам мэра Рыбинска по социальной работе Наталья Михайловна Шульдина – в общем, ключевые люди помогают делать это событие. На мой взгляд, ключевое лыжное событие для всей России. Наталья Михайловна вообще может в три часа ночи позвонить, чтобы узнать, решена или не решена та или иная проблема. Удивительная женщина, которая через себя пропускает этот марафон, постоянно вникает во все нюансы вплоть до распределения рекламы на стартовых номерах. С одной стороны, это иногда дергает тебя, а с другой, ты понимаешь, что человек полностью отдается делу.
Наталья Шульдина
- Рыбинские женщины вообще удивительные! Одна только Светлана Владимировна Емелина чего стоит!
- Про Емелину я вообще молчу! Это человек, на котором держится весь марафон. Человек с такой энергетикой, что я просто поражаюсь, когда смотрю, как она заводит людей. Как она постоянно теребит волонтеров, теребит «Сатурн», теребит спортивные школы, общеобразовательные школы, проводит тренировки по бэби-марафону, обучающие занятия с волонтерами. Вот вы скажите, разве есть где-нибудь такие умелые волонтеры, как в Дёмино? Я лично пока нигде таких не видел.
Конечно, всякое бывает и у нас, свою голову другому человеку не приставишь. Был и нехороший инцидент: эвакуировали травмированного на снегоходе, несколько раз объяснили снегоходчику, как надо везти, но он всё равно неаккуратно проехал через бруствер, и человек выпал из саней Ну, что тут сделаешь?! А женщины, да, в Рыбинске уникальные, как у Некрасова.
Светлана Емелина
Светлана Владимировна на бэби-марафоне
- Вы говорили про Ласточкина. Он имеет какое-то отношение к Юрию Васильевичу Ласточкину, экс-мэру Рыбинска и одному из основателей Дёминского марафона?
- Да, это его дальний-дальний родственник. Саша всегда участвовал во всех Кубка Дёминских марафонов, а его жена Анна даже один раз спасла жизнь человеку. Этим летом была страшная жара, и один из лидеров бегового полумарафона перед мостом упал, как подкошенный, и она была первой, кто оказал первую помощь, благодаря чему человек остался жив. А как-то на веломарафоне, когда люди стали пробивать покрышки, она тоже была первой, кто стал на неприятное место набрасывать ветки и сигнализировать об опасности. Такая вот семья интересная…
Александр Ласточкин на лыжне...
... и на ретраке
Анна Ласточкина - незаменимый волонтер
- Мы только начали беседовать, а уже столько уникальных человеческих историй, связанных с марафоном…
- Да это Рыбинск! Тут всё очень глубоко завязано и переплетено! Тот же муж Светланы Владимировны незаменимый: он и на «буране», он и кормит, он и поит, он и палки подает, чего только ни делает Александр Сергеевич! Дочка Наташа, мастер спорта международного класса, чемпионка мира по ачери биатлону после тяжелейших операций и проблем со здоровьем полностью взяла на себя организацию бэби-марафона! То есть на людях наш марафон держится, только на людях!
Александр Емелин за рулем снегохода
Наталья Емелина с воспитанниками
- Являются ли показатели этого года рекордными по численности участников?
- Однозначно! И в главной гонке по количеству стартовавших и финишировавших; и в полумарафоне более 450 человек – такой цифрой и любой другой полновесный марафон в нашей стране может гордиться, а у нас это всего-навсего вторая по рангу гонка; и на пятерке серьезное увеличение. Так что марафон растет, и это очень здорово. Главное, что люди нам верят и едут.
- Что скажете о географии марафона? Из каких стран приезжали участники?
- Количество стран в этом году упало, потому что идет жуткая антиагитация зарубежом, но 19 стран были представлены, в том числе и Россия. Если говорить о регионах, то представлен был в общей сложности 61 регион, что тоже очень здорово. Конечно, нам ещё есть, куда работать, но и результат налицо.
- Из чего, если не секрет, состоит бюджет Дёминского марафона?
- К счастью, с приходом в область нового руководства львиную долю финансирования марафон получает от своего генерального партнера – госкорпорации Ростех. Это полностью разработка губернатора, который привел её к нам. Ростех очень долго сомневался, но сейчас поверили и тоже полностью вовлечены в проведение мероприятия. Вплоть до того, что проводят у себя совещания по марафону с привлечением первых замов – вот такой подход! Оставшуюся часть расходов покрывают стартовые взносы и бюджет города Рыбинска. В процентном соотношении бюджет Рыбинска покрывает около 10% расходов – в основном это подготовка техники, подготовка трасс, содержание команды марафона, аренда земли (если считать не в сухих цифрах, на самом деле, получается гораздо больше, потому что Рыбинск очень существенно помогает марафону практически во всем). Порядка 30% - это стартовые взносы, а всё остальное – помощь Ростеха.
- Из скольких людей состоит оргкомитет Дёминского марафона?
- В оргкомитете на круглогодичной основе согласно правилам Worldloppet работает два человека: Елена Балашова – директор офиса марафона, удивительный человек, который и в лицо, и по анкетам знает, наверное, всех участников Дёминского марафона. Молодая мама, с хорошим английским, знает все иностранные контакты, с которыми мы взаимодействуем. А второй человек – это ваш покорный слуга. Также в оргкомитет входит Светлана Владимировна Емелина – вот мы втроем круглый год и занимаемся организацией спортивных событий в Дёмино.
А где-то с осени или с конца лета подключается город – Наталья Михайловна Шульдина, и область. Честно говоря, я не знаю марафонов, в которых также обстоит дело. Вот, к примеру, Мурманск, который я очень люблю, и с чьим оргкомитетом постоянно общаюсь. Там совершенно другая ситуация! Здесь с осени просто начинается ударная подготовка. Губернатор собирает всех: службу безопасности, транспорт, связь… Кстати, сейчас идут очень серьезные разборки по связи, потому что был провал по связи, когда отключились все мобильные операторы. Буквально вчера звонил директор департамента связи области, извинялся, сказал, что с операторами уже начали работать, потому что отключились телефоны у всех, даже у губернатора!!! Из-за этого возникли проблемы с он-лайн трансляцией результатов, лайв не шел, отрубились точки – то есть не выдержала связь такого большого потока. По подсчетам полиции было около десяти тысяч человек участников, их друзей, гостей, зрителей… Но итоги подведены, выводы делаются.
Далее мероприятия, связанные с оргкомитетом проводятся на разных уровнях. Два раза в месяц до Нового года в Рыбинске, раз в месяц в области. Представляете, насколько серьезное отношение у нас к тому, чтобы всё получилось, как серьезно работают люди в руководстве. И что мне нравится, что проводятся эти собрания не для галочки, а чтобы обсудить реалии марафона: как будет организован транспорт, кого вы привлекаете, с кем работаете, где заказываете номера, какие медали, покажите дизайн, есть ли вопросы, что не прошло, какие будут сувениры, что будет в стартовых пакетах, какое питание и так далее. Потом вызывают, скажем, службу питания Рыбинска и тоже спрашивают: чем вы будете кормить, какой рацион, какое улучшение, какой срок годности. В общем, очень жесткие меры, чтобы этот праздник прошел в течение всего двух дней, минимум за полгода начинается серьезная подготовительная работа.
Ну а трассу мы весь год делаем с той же Светланой Владимировной Емелиной и её командой. Летом идет выкос, где нужно – задействуем тяжелую технику…
Параллельно идет работа с международными организациями: FIS, Worldloppet, другими марафонами. Люди советуют, подсказывают, как лучше поступить в той или иной ситуации, исходя из своего опыта. Так, в этом году мы по совету оргкомитета Йизерска-50 перевели волонтеров на 100-200 метров дальше от спуска на 18-м километре, в то время как раньше они стояли прямо перед спуском. Дело в том что, когда начинаешь людей предупреждать заранее, они начинают снижать скорость. И в этом году благодаря этому даже при таком бешеном скольжении и большом количестве участников было гораздо меньше падений и травм. Стараемся брать у коллег лучшее. Очень много помогает Эпп Паал из Тарту Марафона, Аннет Лами-Шапьюзи из Трансжурасьен, американцы… Я, честно говоря, даже удивлен, насколько активно весь мир участвует в этом процессе. Бывший президент Worldloppet Анджело Коррадини всегда на связи, финны помогают… Наш марафон всем миром делается, как оказалось, и я даже не ожидал, что можно так консолидировать людей вокруг спортивного события.
- В прошлом году вы принимали Кубок марафоновFIS/Worldloppet, а в этом году нет. С чем это связано?
- Этот Кубок довольно своеобразный. Туда приезжают далеко не первые и даже не вторые и не третьи номера мировой элиты. Мы, в принципе, и не против принимать здесь любых спортсменов, но в прошлом году, честно говоря, из-за проведения этого Кубка оказались в прогаре. Там серьезные расходы, серьезный призовой фонд – только за первое место по 4500 евро! И нам, мягко говоря, не хватило средств. Мы вынуждены были влезать в долги, брать кредиты, займы, чтобы с этим всем рассчитаться. Там надо очень много народа бесплатно принимать, предоставлять транспорт, то есть очень серьезно в это дело вкладываться. И при всех вложениях мы не увидели особой пользы для нашего марафона. Вот в этом году мы не были в FIS/Worldloppet, и что мы потеряли? Ни в картинке, ни в охвате, ни в людях, ни в информационной политике – ни в чем не потеряли. Да, мы не Кубок FIS/Worldloppet, ну и что? Я не вижу смысла проводить это событие на базе Дёминского марафона.
- То есть в будущем вы тоже проводить у себя КубокFIS/Worldloppet не планируете?
- Не планируем, потому что требований очень много, а обратного эффекта никакого. Да, приехали какие-то люди, проиграли всё на свете: две девочки попали в шестерку и один мальчик. То есть наши гонщики сильнее на голову! Но этот Кубок всё равно будет проводиться у нас в стране – на Югорском марафоне, хотя мы на Конгрессе и выступали против этого. Мы объяснили свою позицию, но президент Worldloppet высказал свою позицию о том, что в России должны быть ещё гонки, которые ассоциируются с Worldloppet. С этим трудно было поспорить, и мы в итоге проголосовали за это, но не более того.
- Если говорить о наших спортсменах, то вы приглашаете в Дёмино звезд, или они сами к вам приезжают?
- Мы работаем с именитыми спортсменами в течение всего года: разрабатываем специальную программу, обсуждаем условия, и я считаю, что в этом году состав был очень серьезный и по званиям, и по людям. Нам ведь важно, чтобы приехал не просто олимпийский чемпион или чемпион мира, а важно, чтобы этот человек стоял или бежал рядом с остальными. Тут один блоггер из Санкт-Петербурга был в восторге, когда догнал Панжинского, попросил подтолкнуть на спуске, и тот толкнул его в палку. Вот ради таких моментов мы их и приглашаем. Это видео посмотрел уже больше 10 тысяч человек, и люди с ума сходят от того, что такое возможно на трассе.
Крюков, Петухов, Морилов, Панжинский, Гафаров и другие – ребята очень сильно возмужали, и теперь они не просто гонщики, а те люди, которые помогают продвигать наш марафон. Вот для чего мы работаем! Не просто прибежал, схватил конверт с деньгами и уехал. Тот же Коля Морилов три года назад нес на руках на бэби-марафоне своего Даниила, которому ещё не исполнилось и одного месяца, в конверте, а в этом году Даня уже сам на лыжах участвовал в бэби-марафоне. Лёша Петухов, чьи дети первые шаги на лыжах тоже делали на бэби-марафоне, рассказывал историю о том, как старший сын говорил ему, что будет бегать только в Дёмино! Дома не хотел тренироваться, а потом однажды утром проснулся и сказал, что сегодня пойдет на тренировку. Женя Дементьев специально к нам приехал, хотя должен был бежать Васалоппет. В общем, наши звёзды нам очень важны. К сожалению, Николая Семеновича Зимятова и Сан Саныча Завьялова отправили на Универсиаду в Красноярск, хотя мы их ждали до последнего, и всё к их приезду было готово.
- Расскажите, пожалуйста, о Марафонском Кубке. Насколько это проект масштабен, можно ли сопоставить его с лыжным марафоном?
- Этот проект проигрывает лыжному марафону, но, кроме самостоятельного значения, он является ещё и информационным поводом напоминать о марафоне круглый год. В Кубок верят наши партнеры и спонсоры, с которыми мы работаем. Очень позитивные впечатления от марафона сейчас у компании Амер Спортс – нашего постоянного партнера, который нам помогает с самого начала марафона. В прошлом году они нам здорово помогали, а в позапрошлом в честь них назывался марафонский Кубок. В этом году мы сделали Суперкубок, который поддержала компания PowerUp, выделившая призы. Они видят в наших соревнованиях инструмент продвижения своей продукции. Я видел, как руководитель компании Дмитрий Спесивцев лично общался с гонщиками, интересовался их мнением о том, как работают его изотоники. То есть люди не просто приносят коробку призов, чтобы их раздать и забыть, а проводят объемную работу по изучению обратной связи и продвижению своего бренда.
Так вот, в этом году мы изменили формат марафонского Кубка: исключили веломарафон, потому что для Дёмино – это совсем не профильный вид спорта, тут проводится всего одна гонка в течение года, а затраты на подготовку к ней – просто сумасшедшие. И самое главное, что после марафона столько критики в адрес организаторов. Мы каждый год получали в свой адрес такую порцию помоев, что в какой-то момент сели и сказали: «Зачем нам это надо? Чтобы нас каждый раз вот так поливали?» А мы один раз даже каток на трассу привозили – настоящий строительный каток! Один эксперт проехал по нашей трассе и ругался, что очень сильная трясучка. Так мы за бешеные деньги вызвали каток, привезли его на специальной технике, откатали кусок трассы 3 км, что она стала ровной, как пол в квартире. Вот такая подготовка нужна к веломарафону ради одного соревнования в году! Поэтому мы решили вело исключить и сделали два беговых события: обычный кросс и трэйл.
На кроссе летом мы попали в страшную жару под 30 градусов и сумасшедшую влажность. Это как раз тогда жена Саши Ласточкина спасала лидера гонки. А вот осень с погодой наоборот повезло: была температура градусов семь-восемь, более-менее сухая трасса, люди бежали по берегу Волги, спускались по дорожкам прямо к воде, бежали по лыжной трассе – и мы тогда получили массу положительных отзывов.
Ну и две лыжные гонки: марафон и 25 км. Всё прошло великолепно, единственное, возникли небольшие проблемы с подсчетом результатов, связанные с тем, что участники неправильно указывали свой пол при регистрации. Например, всеми нами любимая Катя Ядовина в протоколе оказалась мужчиной, поэтому когда началось награждение, её поначалу не вызвали. Конечно, быстро разобрались, наградили в итоге, но когда стали смотреть, оказалось, что в профиле у неё стоит «мужчина», поэтому она и попала в мужской протокол. То же самое было и при подсчете Суперкубка, поэтому при компьютерном подсчете результатов возникли ошибки. К счастью, нам удалось разобраться и все эти вопросы решить.
Возможно, я очень много всего про Суперкубок наговорил, но, подводя итог, можно сказать, что он для нас в первую очередь инструмент продвижения главной гонки – лыжного марафона. Люди круглый год читают и помнят, что марафон есть, что его не просто там за две недели начинают готовить, и потом на трассе палки проваливаются по самые рукоятки, а вся подготовка идет планомерно.
- Не связываете ли рост количества участников в гонке на 25 км с тем, что она стала этапом Суперкубка?
- В какой-то мере, да. Но всё же мы немного по-другому позиционируем гонку на 25 км. Так, уже в прошлом году мы увидели, что человек сто не смогло заявиться на серебряную гонку, потому что закончились слоты. Даже Турбодеду Сергею Иванову слота не хватило! Поэтому в этом году мы увеличили квоту с 300 до 500 человек, а можно ведь было и до 600 увеличить, как оказалось, потому что слоты закончились уже в начале февраля. Я думаю, что у людей есть интерес к классике: это то, на чем мы росли, с чего мы все начинали свой путь на лыжах, а в Дёмино традиционно под классику хорошая трасса, по которой приятно бежать даже в плохую погоду. Что же касается Суперкубка, то там участвовало всего 69 человек – это не такая большая цифра.
- В этом году Суперкубок будет проходить в таком же формате?
- Да, будет два беговых события и два лыжных. И титульным спонсором, скорее всего, снова будет компания Амер Спортс. Как я уже говорил, в этом году им всё понравилось, и они жалели, что на этот раз не были титульными партнерами Суперкубка.
Добавить свой: