Мемориал братьев Знаменских в Жуковском, прошедший 15 июня, – одно из немногих крупных соревнований в нашей стране, где могут проявить себя отечественные стайеры. И новый рекорд на коронной дистанции Серафима и Георгия Знаменских 5000 м был уставлен! Но то ли в Жуковском бежали не те наши стайеры, то ли бежать было некому, но сделали это кенийцы. Лучший из россиян Григорий Андреев – в 30 секундах позади победителя Леонарда Патрика Комона. На риторический вопрос тренера легендарного «Газмяса» «В чем дело?» отвечал другой тренер, один из лучших специалистов по стайерскому бегу в России Юрий Семенович Куканов.
"Будем ждать, пока у нас родится Борзаковский на длинные дистанции"
- Как вам 50-й юбилейный мемориал братьев Знаменских?
- Очень хорошо, что у нас есть такие соревнования. Нам в России вообще не хватает легкоатлетических соревнований такого высокого класса, с такой организацией с привлечением спортсменов. Много было показано высоких результатов, и все российские участники, которые готовятся сейчас к чемпионату России, сумели как-то оценить свою готовность. Единственное, плохо, что 5000 м провели в жаркую погоду, если бы забег был проведен буквально через несколько часов, то результаты были бы секунд на 10-15 лучше, и тогда мы смогли бы точнее оценить готовность наших стайеров.
В принципе, хочется поприветствовать такие соревнования! У нас еще и кроме братьев Знаменских есть много великих спортсменов, если каждому по мемориалу, то мы могли бы такой календарь сделать! Ведь даже в Германии не меньше полутора десятков международных стартов, а у нас пока получилось только два: «Moscow open» и «Мемориал братьев Знаменских».
- Как вы оцениваете готовность русских стайеров?
- Как говориться, можно мерить разными мерками. Если по международным, то сейчас, конечно, господствуют спортсмены африканских стран и их результаты очень высоки, но мы, прежде всего, должны бороться за повышение собственного уровня и отчет вести от своих результатов: если идет улучшение – это уже хорошо. У нас есть молодежь-то способная: братья Рыбаковы, Реунков и другие – все они должны расти. И будем ждать, когда у нас родится Борзаковский на длинных дистанциях, это неизбежно произойдет.
- Или новый Валерий Абрамов?
- До нового Валерия Абрамова уже немного оставалось, ведь Максимов один его рекорд побил…А это все очень тесно связано: у нас нет дорожек для быстрого бега, ну пожалуй Казань сейчас единственное место, где можно бегать быстро. Здесь, в Жуковском, дорожка неплохая, но небыстрая по сравнению с лучшими мировыми образцами.
- Но ведь наши бегуны не показывают блестящих результатов и в Европе?
- Ну это как посмотреть. Наши спортсмены недавно выиграли командный кубок Европы на 10 км. И были на хорошем уровне, даже если сравнить с испанцами, которые уже показали результаты значительно лучше на кубке Европы-то в Стамбуле. Наш Кульков обыграл Костильеху и других. Есть тут кое-что, чем бы и мы могли бы похвастаться.
"Тут показал результат, пригласили соревноваться повыше, показал результат повыше, пригласили еще выше, так, глядишь, уже на Чемпионате мира бежит"
- А как вы можете объяснить такое падение интереса к стайерскому бегу в последнее время?
- Нужна пропаганда. Все это нужно развивать, начиная с массового спорта, проводить больше пробегов, причем поддерживать те, которые постоянно проводятся, новые организовывать. Этим надо заниматься. Во всем мире на марафоны выходят десятки тысяч людей, это непросто так, это подталкивает в какой-то степени и пропаганду здорового образа жизни, и производителей спортивной одежды и обуви. В какой-то момент мы даже потеряли то, что у нас было. Я помню, не было ничего, потом клубы любителей бега достигли своей высшей точки, и потом медленно, медленно…и все. Это связано и с жизнью станы, и с социальными условиями – в какой-то период было не до бега трусцой.
- Вы считаете, развитие стайеров упирается в массовый спорт?
- Нет, тут нет такого однозначного ответа, ведь десять тысяч любителей не заменят одного Борзаковского. Тем не менее, определенная связь есть. Здесь по принципу пирамиды: во главе какой-то великий спортсмен, а дальше все чем ниже уровень, тем больше занимающихся. Без массового спорта, откуда взяться великому бегуну. Ну, родился такой Борзаковский, куда он пойдет, где он будет тренироваться, чем он будет заниматься, какой у него будет календарь? Думаю, что все связано. Но не напрямую.
- Но предпосылки-то у нас есть к восстановлению традиций?
- Есть, есть. Надо работать не покладая рук. И расширение календаря – это и есть определенный резерв, чтобы показать результаты. Человек же раскручивается: тут показал результат, пригласили соревноваться повыше, показал результат повыше, пригласили еще выше, так, глядишь, уже на Чемпионате мира бежит. А что, у нас Максимов был восьмым на Олимпийских играх в Сиднее.
Вопросы задавал Тимур Арустамов
Добавить свой: