Регистрация

Советы экспертов по подготовке лыж

как подготовить лыжи, лыжные мази, парафины, советы профессионалов

 

Лен Джонсон основал компанию V2 Jenex (производитель лыжероллеров ) в 1989 году и в 1996 году стал консультантом для многомиллиардной спортивной компании. Он имеет более 50 патентов во многих областях, включая медицинские инструменты, электронные устройства, роликовые коньки, лыжероллеры и лыжные крепления. Лен вырос в Даларне (Dalarna), Швеция, где все ходили в школу на лыжах, как только появлялся снег. Лыжи были спортом номер один, и все участвовали в гонках. Он возвратился в США в старших классах и позже жил в Дартмуте (Dartmouth), где был членом лыжной команды. Он был лучшим новичком, выигрывающим все гонки в том году. Его тренером был Уолтер Прагер, обладатель олимпийского золота. Жесткий учебный план не позволил ему участвовать в мировых чемпионатах. Он был 4-м на национальных чемпионатах и три раза участвовал в Васалоппет. Сейчас он уже не участвует в гонках, но остается лыжником-любителем. Он работает с юниорами и Кристиной Виланен, участницей Олимпиды в Нагано.

Я родился в США, но рос в Швеции, и всегда был причастен к миру лыжных гонок, однако только осенью 1992 года был посвящен в подготовку лыж на Кубках мира. Это началось, когда Магнар Дален (Magnar Dalen), в то время главный смазчик шведской команды, предложил нам распространять линию смазок. Но так как тестирование смазок и получение оценочных данных могло потребовать годы, я не был заинтересован в этом. Но в компьютере Магнара имелась огромная база данных сравнительных тестов смазок (более 4.500 тестов), и он переслал мне много информации, которая изменила мое мнение. В 1993 на мировом первенстве я встретился с ним, Ларсом Свенсоном и Владимиром Смирновом. Ларе считается лучшим в мире по подготовке лыж на шлифовальной машине и обработал сотни пар лыж, включая лыжи, на которых Торгни Могрен побеждал на 50 км. Ларе также подготовил лыжи Смирнова, принесшие ему две серебряные и одну бронзовую медаль. У Ларса была новая шлифовальная машина, разработанная специально для гоночных лыж. Он объяснил тонкости шлифовки, и я оценил, как важна хорошая подготовка лыж на уровне Кубка мира. Я буду на чемпионате мира в Рамзау и надеюсь сообщить подробности самых последних технологий подготовки лыж.

ТЕПЛЫЙ ПАРАФИН ДЛЯ ЛЫЖ НА ХОЛОДНУЮ ПОГОДУ?

В следующий раз я встретился с Ларсом на фабрике в Италии, где разрабатывалась новая улучшенная шлифовальная машина. У Ларса с собой были 30 с лишним пар лыж норвежской национальной команды. Когда мы приступили к обработке лыж Бьорна Дали, то увидели на них наклеенную пометку “Eclipse Yellow”. Я был удивлен, что такая же наклейка была и на его “холодных” лыжах, поскольку “Eclipse Yellow” - это высокофтористый парафин на теплую погоду (итальянской фирмы Star). Ларе объяснил, что это доказано: базы, подготовленные таким образом, - самые быстрые и для теплых и для холодных лыж, а Бьорну нужно только лучшее. С тех пор мы готовим лыжи так же, и с превосходными результатами.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВЕРШЕННО НОВЫХ ЛЫЖ НА ЧЕМПИОНАТАХ МИРА?

В Тронхейме победные лыжи Бьорна Дали были взяты прямо из коробки. Ларе сделал штайншлиф, затем лыжи были пропитаны парафином, выскоблены и вычищены 25 раз. Утром перед гонкой Бьорн проверил много лыж и выбрал из всех новые. Вообще, чувствовалось, что у него в тот день были самые быстрые лыжи. Я могу припомнить, что иногда требуется половина сезона, чтобы заставить некоторые лыжи поехать. Теперь же мы можем подготовить их к гонке уровня Кубка мира за часы, просто используя специально разработанную шлифовальную машину и парафин. И, конечно, придется хорошо потрудиться. Чем больше, тем лучше!

СКОЛЬКО РАЗ НУЖНО ПАРАФИНИТЬ ЛЫЖИ?

Немногие тренеры и смазчики имеют достаточно ресурсов, чтобы делать действительно хорошее тестирование. У Магнара есть пять пар испытательных лыж, которые практически идентичны по профилю жесткости. Ларе подготовил эти лыжи на шлифовальной машине, затем лыжи были несколько раз пропитаны парафином, выскоблены и вычищены. Лыжи А прошли такой цикл 10 раз, лыжи В - 20 раз, С - 30 раз, D -40 раз и Е - 60 раз. Каждый цикл включал наплавление высокофтористого мягкого парафина, выскабливание очень острым пластиковым скребком, пока парафин был ещё теплым, но не жидким, и ручную чистку. Выскабливание делалось с ЧРЕЗВЫЧАЙНО ЛЁГКИМ ДАВЛЕНИЕМ. Затем лыжи тестировались на скольжение. Пара, которая готовилась 60 циклов, была самая быстрая, затем соответственно шли пары, готовившиеся 40, 30, 20 и 10 циклов.

Затем лыжи снова были подвергнуты штайншлифу, а порядок подготовки лыж был изменен на обратный. То есть теперь лыжи А прошли через 60 циклов, В - 40 циклов, и так далее. И снова лыжи, которые были подготовлены 60 раз, были самыми быстрыми, затем 40, и так далее.

Магнар считает, что лыжи становились быстрее за счет дополнительного выскабливания и чистки, а не за счет большей пропитки парафином. Он думает, что с новым материалом для полировки лыж, который мы ему показали, он смог бы достичь тех же результатов за меньшее количество циклов.

ТАК ЧТО ЖЕ ЭТО ЗА НОВЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОЛИРОВКИ?

За последние годы это стало привычным - полировать лыжи фибертексом. Когда мы исследовали такие лыжи под обычным микроскопом, базы выглядели хорошо. Но когда мы получили более совершенный микроскоп с мощной оптоволоконной системой подсветки, то увидели тысячи небольших волокон.

Фибертекс удаляет крупные волокна, но создает тысячи новых, гораздо меньших по размеру. Мы экспериментировали со всеми видами материалов, но один был не лучше другого. Мы уже были готовы бросить эту затею, когда получили некий материал, который в микроскопическом исследовании показал совсем другую структуру волокон. Этот материал полирует лыжу без создания новых волокон. Мы назвали этот материал “Omni Prep”, поскольку он оказался лучшим из всех испытанных. Когда Ларе Свенсон приезжал в США, ему настолько понравился Omni Prep, что он увез в Швецию несколько упаковок. (Omni Prep выпускается компанией V2 Депех как для ручной обработки, так и для обработки с помощью электродрели -прим. переводчика).

НАСКОЛЬКО ЦЕНЕН ХОРОШИЙ СМАЗЧИК ДЛЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОМАНДЫ

После чемпионата мира в Фалуне норвежцы хотели убедиться, что у них лучшие смазчики для Олимпийских игр в Лиллехаммере, поэтому они заполучили Магнара. Он был главным смазчиком для норвежской команды, пока не возвратился в Швецию в качестве главного тренера и смазчика.

Насколько я знаю, Магнар не имеет никакого тренерского опыта, и многие в Швеции открыто говорили, что это ошибочный выбор. Однако лыжники шведской национальной команды чувствовали, что Магнар всегда готовил самые быстрые лыжи.

Почему же он совмещал работу главного тренера и главного смазчика? Вот что я думаю: шведы не могли позволить себе платить Магнару соответствующую отдельную зарплату, поэтому они были вынуждены объединить бюджет тренера и техника, чтобы он согласился покинуть норвежскую команду. Этот предмет был очень горячей темой в Швеции, поэтому я так и не спросил самого Магнара.

Члены команды сказали, что им больше нужны быстрые лыжи, чем тренер. Они публично заявили: “Если мы до сих пор не знаем сами, как тренироваться, находясь в сборной команде, то не узнаем уже никогда”.

О 1998 THE MASTER SKIER Оригинал статьи можно найти в Интернете по

адресу http://wuw.knix.net/ggregg/mskier/arf7.htm

   29.10.2010
Просмотров: 14160 


Комментарии:


Добавить свой:

Имя (*):

Комментарий (*):



Введите символы, изображенные на картинке (*):



Звездочкой (*) отмечены поля, обязательные для заполнения.


О чем сайт XCSPORT.ru Как и зачем заводить блог? Как и зачем регистрироваться? Вы можете сами публиковать новости Реклама на XCSPORT.ru Работа на XCSPORT.ru
   
Журнал

Журнал XCSPORT- журнал о моем спорте

Журнал о спорте XCSPORT. Лыжные гонки, бег, велоспорт, триатлон, лыжероллерный спорт, мультиспорт.

дальше...

Случайное фото
XCsportTV

Все видео

 
Популярные статьи

© XCsport 2024
Звоните: +7-495-7882324
Пишите: info@xcsport.ru

Яндекс.Метрика 

Powered by XCSPORT