Основными техническими ограничениями для коньковых скоростных лыжероллеров являются: расстояние между осями не менее 530 мм, колеса диаметром не более 100 мм.
Производителей такого инвентаря немало. Наиболее известными моделями являются:
Roll’x:
Swenor:
Eagle Sport:
Ski Way:
Ski Skett Cobra:
Lynx:
Различия минимальны. Вес пары колеблется от 1250 гр (Ски Вэй) до 1290-1300 гр (Роликс, Свенор, Игл, Линкс, Ски Скетт Кобра). Для сравнения: тренировочные роллеры Swenor Skate весят 1410 гр (расстояние между осями 580 мм), композитные Swenor Skate Elite – 1900 гр (615 мм). Скоростные платформы изготавливаются из алюминиевого сплава, высокостойкого к динамическим нагрузкам.
Колеса имеют алюминиевую ступицу. У всех производителей примерно одинаковая линейка по жесткости полиуретана (от 74 до 82). Например, для Роликс и Свенор колеса производятся одним и тем же производителем (но с нанесением разных надписей на ободе) и имеют следующие цвета:
74А (розовое) — для мокрой трассы
76А (желтое) — для мокрой трассы
78А (оранжевое) — универсальное
80А (зеленое) — жесткое
82А (красное) — сверхжесткое
При выборе колес на гонку нужно учитывать вес спортсмена (чем тяжелее спортсмен, тем жестче должны быть колеса), зернистость асфальта (чем зернистее, тем мягче колеса), мокрый или сухой асфальт (если мокрый, то колеса нужно брать помягче – для лучшего сцепления с асфальтом), температуру воздуха (чем холоднее, тем мягче колеса).
Роликс еще выпускает хитрые колеса с двойной жесткостью. Например, синее колесо имеет жесткость внешнего слоя полиуретана 78, а жесткость внутреннего – 72. Такие колеса неплохо работают в дождь и подходят для легких спортсменов.
Фурнитура (крепеж колес и подпишников) у разных производителей может быть разной. Но может и совпадать, например, Роликс, Свенор, Игл. Наименее удачна фурнитура у Ски вэй: иногда при сильном затягивании возможен зажим обойм подшипников, из-за чего колеса не крутятся так же быстро, как у конкурентов.
По прочности, жесткости и ширине платформы имеются некоторые различия. Так, самая легкая платформа Ски вэй имеет в своей основе самый тонкий алюминиевый профиль. Эта платформа немного выгнута вверх и немного пружинит при толчке. Экономия на толщине платформы не может не сказаться на прочности. Со временем, в силу усталостных явлений, такая платформа может сломаться пополам. Поэтому необходимо осматривать платформы перед каждый катанием и желательно через 2-3 года заменять на новые, особенно если гонщик имеет большой вес.
У Игл, по моим сведениям, были нарекания по прочности вилки. У Свенор, Роликс и Линкс никаких нареканий по надежности я пока не слышал. К Свенор есть претензии относительно качества покраски: краска постепенно отслаивается.
По ширине платформы Ски Вэй, Свенор и Роликс практически одинаковы. Игл, Ски Скетт Кобра и Линкс немного пошире.
По форме вилки выделяется Ски вэй: вилка заужена, поэтому скоростные колеса отлично встанут, а вот тренировочные резиновые Свенор – нет.
Помимо коньковых, существуют модели скоростных лыжероллеров для классики. Все то же самое, что и у тренировочных моделей (платформа, фурнитура, стопора), но колеса отлиты из полиуретана, а не из резины. По скорости такие классические роллеры почти не уступают на выкатах со спусков скоростным коньковым.
Классика может быть двухколесной:
А может быть трехколесной:
Трехколесные модели устойчивее на подъемах, при передвижении попеременных ходом, но плохо управляемы в поворотах на спусках. Выбор пары на гонку нужно осуществлять с учетом конфигурации трассы.
Скоростные роллеры комплектуются подшипниками стандарта 608. По классу точности это, как правило, ABEC 5, ABEC 7, ABEC 9. Подшипники могут быть либо с металлическими шариками, либо с керамическими. Керамика стоит ощутимо дороже, может иметь чуть лучшие показатели по выкату со спусков, но при передвижении по равнине может ощущаться «залипание» в момент толчка ногой. Кроме того, они очень чувствительны к качеству асфальта (на плохом асфальте просто могут рассыпаться). Подшипники вносят не такой большой вклад в улучшении скорости качения роллеров, как это может показаться. Определяющим является материал колес. Однако, это не означает, что подшипники совсем не нуждаются в подготовке к гонкам. В последующем мы расскажем, как это делать.
Если сравнивать колеса различных производителей, то по выкату со спусков разница минимальна. Если у спортсмена плохо катят роллеры, то причиной может быть неправильный выбор жесткости колес для данного асфальта, несоответствие веса спортсмена выбранным колесам, неудачная партия полиуретана, неточное изготовление колеса или фурнитуры, влекущие зажим подшипников. Спортсмены с небольшим весом при прочих равных обстоятельствах, будут обязательно проигрывать на спуске более тяжелому спортсмену. Потенциальная энергия у них будет меньше, а законы физики никто не отменял. Я проводил эксперимент. Скатывался 3 раза с одного и того же спуска на одних и тех же роллерах. Потом одевал пояс-утяжелитель 8 кг и опять скатывался 3 раза. С поясом я уезжал дальше на несколько метров. В гонке эти несколько метров могут оказаться решающими. Если финишные разборки начинаются сразу после выката со спуска, то больший вес поможет занять изначально более выгодную тактическую позицию. Напротив, недостаток веса сильно усложняет задачу в такой ситуации.
Большим преимуществом гонок на скоростных лыжероллерах является то, что спортсмен может готовить роллеры как он хочет и как он умеет. На скорость это серьезно не влияет. Гонки показывают, что роллеры катят у всех примерно одинаково. Получить какое-то ощутимое преимущество за счет инвентаря почти невозможно. Многие специалисты считают такие роллеры достаточно справедливым спортивным снарядом. Если сравнить с гонками на «быстрых» лыжероллерах «Старт», то там возможны различные манипуляции, разница по скорости может быть ощутимой.
Добавить свой: