Иван, интрига на «Лыжне России» в Нижнем Тагиле присутствовала, а итог оказался прежним. Была уверенность в победе?
Была. Только что завершился чемпионат внутренних войск МВД. Я бежал 15 км классикой – выиграл, спринт коньковый – выиграл, и в эстафете Уральская региональная команда заняла второе место. Состав участников на чемпионате был сильный – Турышев, Артеев, Рочев, Смолянин, Жмурко. Для нас это были главные соревнования. Я победил там – и молодец. В Нижний Тагил ехал с желанием победить.
Я здесь выигрывал в разное время, в разном состоянии. Даже когда был совершенно физически не готов к этой гонке. Просто где-то своим мастерством, где-то опытом, где-то авторитетом, так скажем.
После финиша сегодня разговаривали с Никитой Ступаком, он говорит: я бегу, идет вереница спортсменов, и я вклиниться не могу, меня никто не пускает, а на тебя смотрю – тебя все запускают.
А у меня даже в голове не укладывается – как это так, меня никто не пустит? Я просто встаю и всё, потому что мне надо здесь ехать.
Почему Ступак был восьмым перед финишем, когда начался протяг? Потому что, наверное, не хватает опыта, или спортивной наглости. Как-то так. В итоге, пока он выбрался с восьмого места – заехал вторым.
Я хотел победить. Я накануне приехал сюда, откатывал здесь лыжи, откатывал порошки, смазки. Я привез специально обученного человека, который мне с этим помогал. Спортсменов, из тех, кто сегодня боролся за главный приз – здесь же вчера никого не было. Хоть здесь и режимный объект, но при желании можно было договориться и сюда попасть. Почему-то я-то это сделал. Потому что я хотел победить.
Все складывается из мелочей.
Конечно.
Перемен не хочется? А то из года в год в Нижнем Тагиле одна и та же трасса, одна дистанция?
Я участвую в «Лыжне России» шесть лет и мне всё интересно. Другое дело, что сегодня прозвучала идея перенести центральную гонку из Нижнего Тагила в Екатеринбург, к ЭКСПО-центру. Я считаю, что это правильно, потому что здесь, на «Старателе», тратится столько денег на подготовку трассы и организацию соревнований, а трассой пользуются один день. Здесь закрытый режимный объект, для занятий спортом он не предназначен, через день здесь снова будут испытывать танки.
Если площадка проведения центральной гонки изменится, то и трасса изменится автоматически. Организаторам стоит трассу делать сложнее?
Нет. Для чего? По своей сущности «Лыжня России» - массовая гонка и человек должен придти на нее и прокатиться на лыжах так, чтобы отвращения не было, чтобы он не убился на этой дистанции, а получил удовольствие. Так проводятся европейские элитные марафоны, к примеру, Марчелонга или Васалопет. Да, они большие по протяженности, но там очень щадящий рельеф. Там все просто по прохождению. Если ты имеешь какую-то первоначальную подготовку, то тебе вполне по силам дойти до финиша, преодолеть себя. И точно также на этих трассах соревнуются профессионалы. В любом случае победитель всегда один, победит сильнейший, неважно какая будет трасса – равнина, подъемы или еще что-то.
Соревнования в Нижнем Тагиле были проведены только в двух возрастных категориях, элита и юноши/девушки. Ваше мнение – это правильное решение, что за бортом остались ветераны, юниоры, дети?
Думаю, что это неправильно. Но я понимаю, что при огромном количестве участников сложно выделить возрастные группы.
Можно было сделать ограничения по количеству заявок, установить квоты, провести электронную регистрацию заранее, но провести спортивные забеги во всех возрастах.
Можно раскачать, конечно. Я считаю, что детские спортивные забеги нужно обязательно проводить. Детям нужны соревнования и стимул. Им нужна грамота, им нужна медаль, какой-то приз – для них это важно и мотивирует на занятия спортом.
Я буквально две недели назад проводил детские соревнования в Двуреченске. Там занималось 10 человек, одна база лыжная. На этой базе я на лыжах свои самые первые соревнования в жизни выиграл.
Мы набрали символических призов, Жене Дементьеву спасибо тоже, и провели соревнования среди детишек. Так там до слез реально бились между собой. Каждого наградили, каждого отметили. Так сейчас в эту секцию пробиться невозможно – дети идут потоком, хотят заниматься. Другое дело, что пока возможности нет всех принять, с лыжами проблемы, с трассами. Так что детям важен толчок.
Победа на «Лыжне России» и автомобиль – это почетно и приятно, но этот сезон никак не назовешь удачным для Вас. Лето на самоподготовке, совместно с Легковым и Черноусовым. Подготовка одна – а результаты разные, они – бегут, а…
Я тоже сейчас бегу – есть результаты.
Февраль – ход прорезался, а что было осенью, в начале зимы, что случилось?
Всё случилось. И с нагрузкой перебрал, и со здоровьем проблемы были. Летом руку сломал. Главное – все позади и сейчас все хорошо. Но уже немножко поздно.
В Австралию впервые довелось попасть? Какие впечатления?
Да, первый раз приехал, как и все мы. Классно, конечно. Мне очень понравилось. Очень необычно.
А смысл поездки – ранний снег?
Я не думал об этом, не вникал. Да, чтобы не терять ощущение снега. Там все было – и высота, и снег, и соревнования. Это всё в комплексе дает для кого-то очень положительный результат.
Цель подготовки с Легковым была – результаты в этом сезоне?
Я ставил всё на этот сезон. Пошел, как говорится, на все деньги. Потому что, понятно, нужно было проявлять себя в этом сезоне, закрепляться в сборной команде, чтобы иметь какие-то шансы попасть в Сочи. Огромная благодарность директору ЦСП Тюмени Сергею Викторовичу Вотинову и президенту Федерации лыжных гонок и биатлона Тюменской области Сергею Леонидовичу Усольцеву, что пошли мне навстречу. Они прекрасно понимают, что если делать – то делать надо качественно и на высоком уровне.
Я пошел ва-банк. Я сделал очень большую работу. И у меня было два варианта: либо все будет здорово и отлично, либо будет не отлично и не здорово. К сожалению, получилось по второму варианту.
Итоговые протоколы гонок этого сезона неприятно удивляли, когда фамилию «Алыпов» удавалось найти в шестом-седьмом-восьмом десятке.
Поверьте, мне самому было странно это видеть. Потому что я выхожу на старт, я бегу, мне тяжело, и я не могу ни быстрее, ни резче. Был перебор. Откровенный.
Был месяц в горах. Нужно было «хотеть» - поменьше и на последние две недели там не оставаться. Я остался там один и не удержал себя. Хотел результатов очень сильно и работы сделал очень много.
Старая советская, российская система, на которой нас воспитывали – чем больше, тем лучше – меня в итоге погубила. Нас так учили, наших тренеров так учили – от этого сложно избавиться. Сложно осознать, что система «чем больше - тем лучше» - не работает. А мы от этого не можем никак отвыкнуть.
Я вижу перед собой взрослого состоявшегося профессионала, у которого сезон не первый, не второй и даже не пятый. Еще со времен «железного» попадания в сборную было известно, что Ивану Алыпову не нужны запредельные нагрузки централизованной подготовки дистанционщиков, что лучшие сезоны были после работе по тренировочным планам отца. Еще тогда было ясно, что Алыпову для результатов не нужны такие объемы, как Легкову, потому что организм другой. Почему же опять те же грабли?
Потому что с детства заложено: надо, надо, надо, больше, еще больше, надо. И в тебе борются два человека: один говорит – вроде как бы и не надо, а второй говорит – надо. Любого лыжника спроси: чтобы добиться успеха, что нужно сделать? Ответ будет – нужно много работать. Правильно?
Не факт.
Поэтому нужно, чтобы кто-нибудь был рядом и останавливал, сдерживал. Я себя сам сдержать не смог.
С этим сезоном не получилось, что дальше? Завершение спортивной карьеры, начало карьеры спортивного чиновника?
Не знаю. Что меня радует, вариантов достаточно много. Ко мне частенько подходят и спрашивают – что дальше, какие планы? Пока я отвечаю уклончиво, но мне говорят – ты имей в виду, что ты не брошен, ты не забыт. Есть варианты с работой, с каким-то местом в жизни после спорта.
Это место будет в Тюмени или в Екатеринбурге?
Я старался никому не делать плохого, поэтому есть предложения и там, и там. Сейчас закончится сезон, и я буду решать, где мне быть. Перед Тюменью у меня есть моральные обязательства, потому что они меня очень поддержали в свое время.
Мы разговаривали год назад, и Вы тогда сказали – я не могу ходить как лошадь в шорах, видеть только спорт, жизнь разная, если не получится вновь вернуться в сборную – буду принимать решение о завершении карьеры.
Да, поэтому я так в этом году и пошел. Либо получится хороший результат, либо я буду понимать, что я сделал всё от меня зависящее. По крайней мере, я попытался, но раз не получилось, значит надо заниматься чем-то другим. По всей вероятности, сочинская Олимпиада пройдет без моего участия. Нет никакого трагизма. Я всё понимаю и воспринимаю нормально.
То есть попыток в следующем году не будет вскочить на подножку уходящего поезда?
В теории – начиная опять с Тёи, с этапов континентального Кубка? Чем всё это заканчивается – я знаю это прекрасно, у меня был свой ванкуверский вариант.
То есть с тех пор ничего в ФЛГР не поменялось, возьмут не сильнейших на отборе, а проверенных?
Я не знаю, что там поменялось или нет, я к ним не имею отношения никакого.
Но раньше у Вас была вера, что шанс есть. Сейчас не осталось веры или все же не дадут шанса? Я даже сейчас спрашиваю не про Ивана Алыпова, а про всех тех лыжников, которые работают, чтобы попасть в сборную.
Можно в следующем сезоне выиграть гонку в Красногорске, но одной гонкой ничего не решить в любом случае. И других шансов не дадут. Сейчас есть очень сильная команда России. В команде очень большая конкуренция. Они из них-то не знают, кого выбрать. Рассчитывать, что будут брать людей сто стороны – я бы не стал. Очень многие хотят попасть на Олимпиаду, но реально надо понимать – шансов практически нет. К примеру, если будет стоять выбор между мной и кем-то из команды, то возьмут человека из команды.
То есть к новому сезону Иван Алыпов готовиться не будет?
Скорее всего, нет. Чем именно я буду заниматься – пока не знаю. Я не буду бросать резко. Все прекрасно понимают, что резко заканчивать нельзя, для организма это закончится плачевно. Буду поддерживать себя в форме. Буду тренироваться, конечно, уже не так активно, без мыслей о Сочи, о чемпионатах мира, о чемпионатах России. Буду спокойно, без суеты выходить из-под огромных нагрузок.
Не допускаете мысли, что захочется вернуться?
Я не хочу загадывать. Возможно, я посижу сколько-нибудь, переварю нагрузки, подумаю… Но не хочется терять…
Жизнь?
Да! Я был высоко, и ковыряться на уровне Кубка России и даже ниже – никакой радости нет. Зачем мне это? Просто место свое отбывать? Держаться за какие-то былые заслуги?
Былые заслуги есть, они весомы и будут вспоминаться всегда.
Они есть, и я не стесняюсь ими пользоваться. Но хочется что-то новое начать. Потому что в любом случае спорт когда-то кончится. И терять лишний год, два, три – какая разница? Зачем? Я не отказываюсь от спорта, спорт – это единственное, что я знаю в жизни. Я в этом разбираюсь, я это хорошо понимаю, я знаю, что и как здесь происходит. И знаю, что можно изменить, чтобы было лучше.
Крестовый поход на систему? Можно ли что-то изменить в лыжных гонках в Свердловской области? Чтобы стало, к примеру, как в Тюмени? Когда думаешь о деятельности Федерации Свердловской области – грустно. Почему так? Денег в Тюмени больше?
Конечно, грустно. В Тюмени больше возможностей, при том, что денег и в Екатеринбурге достаточно.
Если проблема не в финансировании, в чем тогда – в отношении к лыжным гонкам? Или просто ими никто не занимается?
Я не могу ответить на этот вопрос, потому что - что я скажу? Губернатор виноват? Он новый. Был старый – он виноват? Что случилось в Свердловской области с лыжным спортом, почему все сильнейшие спортсмены ушли в другие регионы?
Вот я в Екатеринбурге живу на ВИЗе, мне до УСБ «Динамо» ехать на машине 15 минут. Там единственная лыжная трасса в городе, где можно нормально тренироваться.
И вот у меня младший брат, Андрей. Он бы с удовольствием занимался лыжами. И как человек, который понимает в лыжах, я вижу, что он мог бы достичь чего-то большого и весомого. Но он живет в районе УПИ и там негде тренироваться. И он занимается триатлоном, зимой ходит на плавание, потому что на лыжах ему кататься негде. И некому отдать его в Екатеринбурге, чтобы кто-то с ним серьезно занимался лыжными гонками.
По поводу тренерской работы – этой зимой Вы попробовали себя в качестве «играющего тренера», как это вышло?
Команда называется «Pro Trener», московский спортивный клуб. Клуб рассчитан на богатых людей, там собираются совершенно разные люди. Они организовали для себя лыжный сбор, меня пригласили помочь потренировать. То, как они относились к тренировкам, меня поразило. Я им говорил – нельзя любителям тренироваться каждый день по две тренировки, тем более вам в течение 10 дней, нужно организму как-то отдыхать. Отвечали – нет, мы хотим, давай, давай еще. По шесть часов на лыжах катались.
Есть шанс увидеть Вас на тренерском поприще? Какие впечатления после пробы пера?
Честно? Да убил бы иногда (смеется). Сложно говорить о тренерской работе. С одной стороны мне нравится. С другой стороны, помимо того, что нравится, важна и финансовая составляющая деятельности. Посмотрим.
Этой зимой Вы участвовали в любительском Tour de Ski & Rampa con I campioni – «Гонка с чемпионами». Знаменитый подъем в гору тяжело дался?
Гонка с чемпионами? Да, она так называется. Это обычная любительская гонка, на нее можно заявиться и выступать. Да, там были Ульванг, Альсгард. Алыпов был тоже (смеется).
С гонкой в гору на Тур де Ски не сравнивал, хотя опыт восхождения есть. Тогда, наверное, было тяжелее забираться на Альп де Чермис, хотя и сейчас было тяжело. Когда я выступал на Тур де Ски, для меня гора не была важной гонкой, потому что я шел в общем зачете 28-м. Тогда заработать несколько лишних 4-6-8 очков в зачет Кубка мира, и убиться на этой горе – такой цели не стояло. Я на Тур де Ски ездил за этапами, а гору просто доходил.
А сейчас вообще была цель удовольствие получить. Я приехал туда, +15, солнышко, Италию я очень люблю. Убиваться я не собирался – зашел в гору и зашел.
Соперников обнадежите - в следующем году на «Лыжне России» в Свердловской области будет новый победитель?
Не знаю. Кто хочет меня победить – пусть пробуют. Я точно приеду (смеется).
Фоторепортаж «Лыжня России» в Нижнем Тагиле 10.02.2013
Валерия Зык, ИА «PRa-техника»
Фото www.manaraga.ru
Добавить свой: