Едем на лыжный марафон Биркенбейнереннет, который проходит в Норвегии. Протяженность 54 км, старт в местечке Рена, финиш на лыжном стадионе Лиллехаммера. Обычное количество участников – порядка 15-16 тыс. человек. Отличительная фишка – лыжники должны бежать с рюкзачками, вес которых должен быть не меньше 3,5 кг (в основе гонки легенда о спасении младенца королевской крови, которого несли в давние времена именно по этому маршруту). Едем на марафон с моим традиционным партнером Сергеем Васильевым (группа М3, 40-44 лет).
Накануне нашего путешествия пришлось слегка понервничать. Пакую шмотки вечером, намереваюсь еще слегка поспать, а тут звонит Сергей, сообщает об отмене нашего рейса. Фортуна отвернула морду лица. Смотрю телефон (есть СМС-ка), электронную почту (письмо) – Люфтганза извещает об отмене. На онлайновом табло Франкфурта – сплошь отмены (аэропорт закрыт из-за сильного снегопада). Начинаем звонить – в аэропорт, в Люфтганзу. К середине ночи выясняем, что рейс отменен окончательно, Люфтганза предлагает лететь в Осло Аэрофлотом через Москву. В 5 утра приезжаем в аэропорт Курумоч, пробиваемся через очередь (видимо помогает решительный спортивный вид и куртка цветов российского флага с надписью Russia) в офис Люфтганзы, где нам оформляют бумаги на полет Аэрофлотом. Фортуна повернулась лицом, летим без задержек и прибываем в Осло практически в то же время, что и по плану Люфтганзы.
Выход к электричке тут же, берем билеты и едем с комфортом примерно 1 час. Хамар – это небольшой городишко (30 тыс. жителей) к северу от Осло и южнее Лиллехаммера (финиша Бирки, 1 час езды поездом) и Рены (старта Бирки, тоже в 1 часе езды). Поезда ходят часто (каждый час), комфорт, как на Дойчебан.
Отель в Хамаре был забронирован осенью, его название First Victoria, расположен напротив вокзала. Отель дорогой, но нам удалось забронировать его с большими скидками за счет полной предоплаты. Остаток дня посвящаем знакомству с Хамаром, ужину в каком-то ресторанчике (ох уж very expensiv, даже обычная паста болонезе стоит здесь, как шикарная еда из трех блюд где-нибудь в Австрии или даже в Германии).
На следующее утро встаю с болью в спине, делаю специальную гимнастику, но боль не проходит – видимо начинается то, что называют радикулитом. Нужны экстренные меры, иначе может неожиданно вступить колом, и тогда – прощай марафон, придется передвигаться на 4-х конечностях. Утерял бдительность, финалгон, который выручал неоднократно, но не меня, а моих знакомых в поездках, оставил дома. Бегом в соседнюю аптеку, купил что-то типа капсикама. Далее едем в Лиллехаммер (1 час в пути). В поезде смазал спину, на тренировке она хорошо прогрелась и вроде отпустило. С вокзала идем минут 15-20 до Хоакан Халла (это олимпийская ледовая арена 1994 года, помню ее по 2004 году на открытии-закрытии и награждении бронзовой медалью за эстафету ветеранского ЧМ). Офис по выдаче стартовых пакетов открывается лишь в 15 часов, поэтому надеваем лыжные ботинки, засовываем все шмотки в рюкзаки, взваливаем их на плечи (надо же готовить себя к Бирке) и едем по трассе практически от Хоакан Халла очень круто вверх на лыжный стадион (порядка 3 км), а затем – по финишке Бирки в сторону Шушона (еще примерно 12 км).
Самочувствие прекрасное, лыжня, как рельсы, солнышко - 6-7, поэтому докатываемся почти до самого верха. Назад знакомимся с финишным спуском, все быстро, но в основном достаточно легко. Однако как будет здесь в конце гонки?? Не будут ли дрожать ноги, а здесь на некоторых поворотах их нужно иметь крепкими.
Возвращаемся в Хоакан Халл, переодеваемся в каком-то коридоре, подошло время открытия офиса выдачи стартовых пакетов. Получаем стартовый пакет, в нем все очень скудно: односторонний маленький номер, чип и наклейки - на лыжи, рюкзачок, на руку (медисал). Даже мешка для шмоток нет, здесь оказывается на старте шмотки сдают в своих сумках и, что существенно, можно сдать вторую пару лыж в чехле (но с этим мы разобрались уже после финиша). Очень это удобно, поскольку на старте в Рене есть условия для откатки лыж. Можно выбрать лучшую пару, а остатки сдать в помеченном чехле в свой (по номеру загона) грузовик вместе с сумкой со шмотками.
Разобравшись со стартовым пакетом, купили билет на утро гонки из Хамара в Рену на 6 утра, потолкались на интерспортовском базаре, но покупать здесь что-то после такого же рынка в Лахти или даже на Васе как-то странно – все значительно дороже. Но для местных, которых здесь похоже подавляющее большинство, цены соответствуют зарплатам, поэтому купля-продажа идут бойко. Встречаю здесь и наших людей: Колю Новикова, Максима Чурикова, Александра Михайлова. К сожалению, российский слой лыже-марафонцев, в отличие от норвежского, причем не только на Бирке, действительно, как говорят, тонок.
Возвращаемся на поезде в Хамар. Весь следующий день «валяем дурака»: отдыхаем, бродим по городу (отыскивая место старта завтрашнего автобуса), готовим лыжи. В процессе небольшого шопинга приглянулся рюкзачок. По сравнению с моим, который вожу с собой в качестве ручной клади и который хотел использовать на гонке, показался гораздо удобнее на спине. Решил пожалеть ее (спину) и потратился на рюкзачок, подарю потом подруге, либо сам буду использовать для велосипедных длительных тренировок. В рюкзачок решил положить большую бутылку воды, разминочный костюм, термобелье для переодевания, носки). На пояс под рюкзак решил надеть подсумок – для тепла, заодно положил туда три геля Энервит.
Сергей решил испытать в боевых условиях свой новый холодный Атомик. Вниз положил старт-нано -5-15, сверху порошок старт -5-15. Я еще дома решил ехать на классических Фишерах, купленных в прошлом году в Чехии и прошедших ШШ в Ювенте. Пытался на домашних стартах выбрать их из 2-3 пар, но всякий раз выбирал как более скользкий вариант коньковые лыжи. Но здесь решил проверить их в боевых условиях.
Поциклил их циклей Л. Кузьмина (универсальной, купил у Леонида незадолго на Васе, тоже решил проверить), положил грунт БВЛ Старт, далее, как рекомендовал Свикс НФ6 и сверху порошок ФС7 с небольшим добавлением ФС100. Сверху сделал накатку (Владимирскую, косую 0,2). Вторую пару готовить не стал, откровенно говоря, поленился.
Помещения для подготовки лыж в отеле нет, поэтому используем в качестве такового санузел в номере.
В ночь перед гонкой погода «нахмурилась», выпал снег, стало как-то мрачновато. Утром после завтрака (два пакетика овсянки на воде с двумя бананами) заглотил пару таблеток аспирина, развел и выпил пакетик аскорбинки – ночью закладывало нос и прошибал пот, организм совсем некстати переживал то ли испуг, то ли простуду.
Шагая к автобусу, размышлял, что совсем мало к порошку ФС7 добавлял ФС100 – в Хамаре условия были почти идеальные для него (-4, свжевыпавший снег). Ехали в автобусе из Хамара на старт в Рену, глядя на горбоносую соседку, в голове всплыло – «Валькирия». У норвегов, как и у шведов, иные, нежели в России, особенности национального времяпровождения. Народ в автобусе (разновозрастные мужики и женщины) обстоятельно подпитывался, соседи налегали на хлеб, запивая его водой, что не удивительно – хлеб в Норвегии очень вкусный. В Рене погода была уже несколько иная – температура -6-7, снега выпало совсем немного. Около офиса народ взвешивает рюкзачки. Прикинул свой, вроде с подсумком весит вполне.
За полчаса до старта переодел ботинки, намазал поясницу разогревающей мазью, зажевал предстартовый гель Энервит, запил его чайком, сдал рюкзак с цивильными ботинками и верхней курткой в свой грузовик, заглянул в палатку Свикса, попросил сделать накатку,. Кстати, удивило, что здесь (в том числе и накануне в Хоакан Халле) практически не предлагались услуги сервисеров разных фирм, как это обычно бывает на всех марафонах. Палатку свикс, где мне сделали накатку, едва нашел, и около нее не было никого из лыжников. Вероятно, местный народ предпочитает готовить лыжи самостоятельно.
С занятием места на старте не заморачивался, пришел в свой загон (6-й) минут за 15 до старта, занял место в 7-8 ряду. Снял разминочный костюм, положил его в свой ездовой рюкзачок. За месяц до гонки поставили в 7-ю волну, но по результатам Васы передвинули вперед. Кстати передвижку удалось сделать дистанционно и довольно оперативно. Первые 6 волн относительно невелики (по 500 человек), стартуют друг за другом через 5 минут. Сергей уехал в 3-й волне за 15 минут до меня. А всего стартующих волн здесь 28, последнее время старта где-то после 10 часов.
Выезд со старта на гору (15 км) дался очень нелегко (возможно, сказывается, что количество соревновательных км перед этим стартом в этом сезоне перевалило за 400), хотя крутизна подъема не впечатлила. А может организм действительно болел, не зря же потел всю ночь. Периодически вспоминал, как хорошо ехалось два дня назад из Лиллехаммера в Шушон. Поэтому вперед не рвался, ехал в общей группе, даже если казалось, что можно быстрее. По крутизне подъема от Рены вверх ожидал по рассказам большего. Конечно, эта гонка по рельефу одна из самых трудных. Близки к ней, вероятно, Джизерка, полный Трансжурасьон. Но для меня основная трудность заключалась здесь даже не в рельефе, а в вязкой сыпухе на лыжне, по которой проталкивать лыжи только руками бесшажным было несколько трудновато. По краю или между лыжнями ехать было тоже не лучше, в отличие, например, от Васы. На предыдущих марафонах в своем окружении почти не проигрывал соседям на подъемах, а здесь народ проходил попеременным мимо косяками, особенно в начале гонки. Тем более, что со смазкой у них на держание, похоже, проблем не было. Ну и, конечно, норвежцы на Бирке как лыжники, пожалуй, посерьезней, чем, скажем, шведы на Васе. Лыжи поначалу ехали не очень, возможно внизу было тепловато для ФС7, да и предварительной раскатки этот порошок, как известно, требует основательной.
Наверху условия оказались для меня более благоприятными. Стало значительно холоднее, если на старте в Рене было -6-7, то наверху было по ощущениям порядка -10-11. Лыжи у меня поехали лучше. Поэтому, спрятавшись за каким-либо «лидером», удавалось возвращаться к своим стартовым соседям. Местность особо не впечатляла. Вероятно, в солнечную погоду там все прекрасно смотрится. В 2004 году, будучи на ветеранском ЧМ, мне очень понравились окрестности Нордсеттера, выезжал я тогда и наверх, помню, что остались хорошие впечатления, но все это было в солнечную погоду. Ныне же наверху ветер встречно-боковой (слева), редкие чахлые растения по краям трассы или же вообще ничего, белая мгла, лыжня сливается со снегом, какие-то энтузиасты с флагами на этом ветру (откуда только берутся), перспектива просматривается только в виде темной ленты впереди едущих лыжников. Просветление наступало, когда въезжали в лесок, но это практически всегда означало, что начинается очередной подъем, что естественно не радовало. Километры тянулись как-то уж очень медленно (в отличие, например, от Тарту, где они просто мелькали), уже после 15 км понял, что гонка будет долгой по времени, может даже близко к 3,5 часам. А после 30 км подумал, что 3,5 было бы неплохо, но, увы, не получится. Езда была какой-то тяжкой для организма, погонять себя было нелегко. Лишь после 30 км стало как-то веселей, поехалось уже с неким энтузиазмом. Видимо организм понял, что деваться некуда – надо работать.
На 20 км заставил себя достать гель Энервит из подсумка, пришлось почти остановиться, передвигать подсумок из под рюкзака было как-то непривычно. Питательные пункты были по трассе достаточно часто, на них только пил - обычный желтоватый спортивный напиток, один раз подсунули холодную минеральную воду, пить которую не стал. Дважды попил вне питательных пунктов – очень какой-то холодный розовый напиток дала девчонка, один раз на подъезде к Шушону мужик подсунул холоднющую колу. Вспомнил Васу, где незадолго км за 5 до финиша получил горячую колу – очень хорошо она тогда пошла. Второй из своих трех гелей выпил на 40 км, третий оставил нетронутым.
Настроение было каким-то странновато-равнодушным, на ППП не спешил, как обычно, свои гели доставал и выпивал тоже как-то неторопливо. С другой стороны хотелось уж скорее к Шушону, на спуск и к финишу, всматривался во все километровые отметки, каждый раз почти разочарованно отмечая, что ехать еще далеко.
Народ ехал не сказать, чтобы уж очень корректно. Несколько раз наезжали на лапки. Однажды наехал какой-то хмырь в момент резкого выноса палок вперед, да так, что я опрокинулся на задницу, а плечо побаливает до сих пор. Некоторые норовили прыгнуть внутрь поезда прямиком на лыжи, приходилось ругаться громко и по-русски. Где-то в окрестностях Шушона попалась чем-то розовым политая полоса, после которой лыжи просто встали. Сильно напомнило зубной порошок, который в советское время иногда подсыпали конкурентам под лыжи. Очень обидно было наблюдать, как отъезжают соседи, им было легче проталкивать лыжи попеременным. Пришлось поехать по обочине, где снег был более агрессивным, чтобы стереть эту грязь. Но и это, как и все остальное, прошло. Лыжи постепенно вернулись к нормальному скольжению.
Вообще спуски радовали, в отличие от пяти предыдущих марафонов, лыжи ехали после 15 км хорошо. Не знаю, чем объяснить: классическими лыжами, Лениной циклей, точным попаданием в порошок, отсутствием мази, свиксовской структурой. Может все в совокупности. Наверху на спусках лыжи ехали неплохо, а после Шушона просто великолепно. Это добавило и энтузиазма. Последние 15 км проехал с хорошей скоростью, проезжая мимо очень многих. Даже достаточно крепких мужиков из 7-й, 8-й и 9-й волны, которые везли мне уже по 5-15 минут. Слегка пожалел, что финиш уже близок. Запомнился один крепенький мужичок из 9-й волны в красивом белом комбезе. Проехал с ним порядка 20 последних км. Лыжи у него катили не хуже моих. Но на спусках я все равно выкатывался вперед из-за его спины. За два км до финиша, после мостика и поворота направо (этот участок помню очень хорошо по ЧМ 2004, тогда у нас здесь на всех дистанциях был стартовый участок) народ шел сплошной лентой по трем лыжням. Относительно свободной была лыжня слева, по которой мы с моим визави проезжали мимо всей этой толпы. Как-то подустал народ, видимо, к концу. Так и ехали до финиша, проезжая народ косяками. На финише ускорился и обошел своего белокомбезного конкурента, он даже посмотрел на меня слегка удивленно: «Мол чего это он «когти рвет» на финише, проигрывая 15 минут». Результат 3.50.56, в своей группе (65-69) только 10-й, как-то после Васы, где был третьим, этот результат не порадовал. В абсолюте тоже не айс, 2817 какой-то. Динамика продвижения по промежуточным отметкам была позитивной: начав примерно с 3500-го, далее 3265, 3212, 3180, 2817.
Сергей проехал 3.35.05, 231-й в своей группе и 1452 в абсолюте. Проиграл ему 16 минут. Таким образом в 16 минут между нами уложилось порядка 1500 человек, почти сотня в каждой минуте. Лыжи у него ехали внизу на финише гораздо хуже, чем наверху. По отсечкам, он даже мне проиграл на последних 15 км порядка 2 минут.
Победитель в абсолюте Андерс Оклунд ехал 2.42.
Любопытно, что его брат Йорген Оклунд ехал эту Бирку без мази, что не принято на этой гонки (был 4-м) с проигрышем более минуты.
В прошлом году условия были видимо лучше, победный результат на 20 минут меньше. Первым и вторым в моей группе оказались хорошо известные мне по ветеранским ЧМ норвежцы Веншешуа и Олаф Педерсон. Оба всегда в числе лидеров в группе, особенно в классике. Веншешуа выступает и в коньке, удавалось его и обыгрывать. Считал Педерсона сильнее Веншешуа, но здесь Веншешуа оказался существенно быстрее. Вообще норвежцы, вероятно, специально готовятся к Бирке, поскольку их превосходство здесь просто удручает. Мое скромное 10-е место лишь слегка проредило их длинный норвежский ряд в группе. Хотя конечно состояние трассы и погода (даже не рельеф) были явно не в пользу моей «ручной» классики.
После финиша на лыжном стадионе Лиллехаммера: взвешивание рюкзачков (девушка сзади опытной рукой взвешивает на руке, улыбаясь, разрешает ехать дальше), сдача чипов, раздача напитков, томатного супа (очень это в «жилу»). Далее автобус-шатл везет вниз в Хоакан Халл. Здесь на поле около ледового дворца нахожу свой цивильный рюкзачок в общей куче 6-й волны.
Переодеваюсь в толпе в коридорах Хоакан Хала, кто-то в раздевалках, кто-то бродит голый после душа. Звонит Сергей, встречаемся в толпе около выдачи дипломов и рюмок (типа маленького кубка). В дипломах есть время по отметкам, причем два времени (прохождения трассы) и еще одно, как мы потом разобрались – это граница заезда в рюмки. Считается по времени победителя в своей группе по специальной формуле, что-то примерно в 25%. Это интересный стимул для многих, знать, что приехал в какой-то тысяче в абсолюте, или в какой-то сотне в своей группе не очень-то и приятно, а вот знать, что заехал в рюмки и с каким запасом, или немного не заехал, это гораздо веселей. Мы с Сергеем получили свои рюмки с большим запасом, Сергей в 20 минут, я в 38. Далее пообщались со своими соотечественниками.
И пошли на вокзал – на поезд в Хамар, можно было автобусом организаторов, но поездом удобнее и дешевле. В поезде уйма лыжников, норвежцы возвращаются домой, не все приезжают на машинах.
Делимся впечатлениями от гонки. Сергею гонка тоже показалась нелегкой, особенно в конце, когда его холодные лыжи поехали внизу плохо. За 2 км до финиша даже пришлось остановиться, выпить гель, чтобы не «капнуть» уж совсем.
По моим субъективным оценкам, сравнивая три самых статусных марафона - Марчу, Васу и Бирку, могу дать им такую краткую характеристику: Марчалонга – праздник жизни, Васа – коллективное сумасшествие, Бирка – суровое испытание.
Как иногда бывает на таких марафонах – не обошлось и без смертельного случая. Одному человеку стало плохо, умер по дороге в больницу.
Старейший участник марафона Толлеф Свердрупп (94 года) прошел всю дистанцию за 10.59.32.
В отеле успеваем посмотреть окончание 50-км гонки на КМ в Холменколлене и насладиться триумфальным финишем А. Легкова и И. Черноусова. Вообще все наши оказались близко, вероятно сервисная бригада сработала исключительно удачно. Изучаем протоколы Бирки, отпиваемся, отъедаемся.
Поскольку отъезд у нас запланирован на понедельник, в воскресенье едем на такси в Госби, лыжный центр в 15 км от Хамара. Трассы там тоже все вверх и вверх. Проехав порядка 5 км в подъем, начинаем понимать феномен норвежцев на Бирке – следствие тренинга на длинных подъемах. Причем условия скольжения и здесь заметно меняются с высотой. Трассы готовят, как нам сказали, каждый день – широко, две лыжни (справа и слева), между ними достаточное пространство для конька. Везде стоят указатели, куда и сколько. Можно катать круги от 5 до 40 км. Столбы освещения и после 5 км уходят вдаль. Назад скатываемся весело и быстро. Переодеваемся в каком-то кафе на лыжном стадионе, где проходит некий спортивный корпоратив (родители с детьми), идет награждение детей (детсадовского возраста) после прошедшей здесь корпоративной гонки. Вообще норвежские дети встают на лыжи, видимо, очень рано – встречали родителей с маленькими детьми на трассах достаточно далеко от стадиона и мест парковки.
Назад в Хамар довозит встреченный и «разговоренный» на парковке норвежец. Проехал в этот день на лыжах 25 км, но лыжи не являются его основным спортивным хобби. Главное для него увлечение – велосипед. Участвует в велосипедной Бирке, которая проходит в окрестностях лыжной Бирки, но километраж составляет 96 км, а количество участников порядка 20 тыс. человек.
В понедельник едем в аэропорт Осло – здесь у нас ночевка в отеле Park Inn. Быстренько заселяемся – и в Осло, посмотрели исторический центр, королевский дворец, прошлись по набережной.
Все компактно, аккуратно, достойно, но без особых изысков-излишеств. В одном из магазинов купил норвежский свитер (удачный в три раза сейл). Еще в 2004 году хотел, но что-то не сложилось, то ли с ценой, то ли с размером. В поезде изучаем проспект марафона Тролль-Ски, проходящего классикой наверху с финишем в Шушоне. Протяженность 95 км, рельеф слабее Бирки, но сложнее Васы. Сроки проведения – начало апреля. Интересно!!! Во вторник уже ставшая почти родной Люфтганза везет нас сначала во Франкфурт, а потом домой в Самару.
Ну а сам Биркенбейнерреннет в целом на хорошем уровне, понравилось. Вообще в каждом марафоне Ворлдлоппет есть какая-то своя изюминка, но есть и то, что их роднит – все одинаково, или почти одинаково хорошо.
Не знаю, захочется ли приехать на Бирку еще. Суровое испытание трассой, соперниками (которые здесь очень даже не слабые) и даже погодой не пугает, скорее даже притягивает, но уж очень дорогая страна Норвегия.
Марафон Биркенбейнерреннет завершил мою Ворлдлоппетовскую эпопею, одной из целей которой было получение звания мастера Ворлдлоппет. Для этого нужно было проехать 10 главных гонок из 18 марафонов серии, причем одну на ином континенте. Получилось даже с перевыполнением – 11 гонок. Из спортивных результатов можно выделить два первых места на главных гонках в своей группе (Трансжурасьон 76 км КО; Джизерска 50 КЛ), два вторых места (Геттинау 51 КО, Тарту 63 КЛ), одно третье место на ВасаЛоппет (90 км КЛ). Первое место на спутниковой гонке Кениг Людвиг Лауф (23 км КО) и второе место на спутниковой гонке Джизерки (30 км КО).
Нынешний сезон, посвященный марафонам (6 гонок классикой на руках с общим километражем 370 км), + порядка 100км «тараканьих» бегов разными стилями в своем регионе оказался изнурительным. Скоростные качества, особенно в коньке ухудшались от марафона к марафону. После Бирки как-то стало «неуютно» и в сфере психологии. Появилась некая неопределенность в целевых установках на будущее. С марафонами все, в основном, уже стало понятно. С ветеранскими ЧМ тоже (7 ЧМ, есть два золота и бронза). Пропала спортивная мотивация. Что делать дальше? Может пора уже, как говорят дочери, кататься с внуками? А может просто надо сделать передышку?
Добавить свой: