Развитие спортивного бизнеса в России обусловлено следующими факторами: потребности на содержание и организацию спортивных соревнований, интерес к виду спорта – его денежный потенциал (профессионализм специалистов и платежеспособность населения), интерес ТВ и рекламодателей/спонсоров.
Поддержка государством спорта – несомненно, важный, но и, с другой стороны, однобокий процесс. В спортивных организациях нет спортивных маркетологов достаточной квалификации, чтобы самостоятельно зарабатывать деньги. Спортивные организации, получающие дотации, понятия не имеют, как и куда эффективно вкладывать полученные средства, чтобы заложить основы спортивного бизнеса на будущее.
Я уверен, что сейчас может быть заложен фундамент новой эры отечественного спортивного маркетинга. Под этим я подразумеваю выход наших организаторов на мировую арену спортивного бизнеса.
В России сохраняется устойчивая тенденция к организации крупных международных соревнований. Государство и спонсоры охотно поддерживают такие события. И хотя отечественное ТВ не прилагает особых усилий превратить спорт в бизнес, организаторы спортивных соревнований могут и должны налаживать деловые контакты с мировыми лидерами ТВ и IPTV вещания.
Тут существует и ещё один важный момент: отечественный бизнес готов и хочет появляться на мировых ТВ каналах и наши спортивные соревнования могут ему в этом помочь. Да и государство так же, на мой взгляд, поддержит такую инициативу.
Наблюдая и участвуя в жизни мирового спортивного бизнеса, я отмечаю также некоторые немаловажные тенденции. Существует множество спортивных «тусовок»: часть из них малоинтересна и бесполезна, на некоторые можно и заглянуть, но есть и такие, на которых нужно быть обязательно, если конечно, есть желание стать частью мирового спортивного бизнеса. В этой связи, я отмечу, что замкнутые виды спорта, представители которых не присутствуют на подобных мероприятиях, малоуспешны в бизнесе. Например, все виды борьбы – несомненно, привлекательных для бизнеса и зрелищных для зрителя видов спорта. Впрочем, и представителей лёгкой атлетики я что-то там не встречал. Лишь один-два футбольных клуба, пара ТВ компаний … да и непонятно, судя по результатам, что они там делают. Ни в коей мере, не хочу критиковать: ездят и молодцы: налаживают связи, учатся, осматриваются! С чего-то ведь нужно начинать.
Основа успешного спортивного бизнеса – статистика и анализ. У нас же, если вспомнить, большинство идёт проторенным путём: сначала все кинулись открывать видеосалоны, палатки, аптеки, магазины и т.д. Никто не хочет рисковать в неведомом деле, а статистики нет! Нет основного инструмента в руках у бизнеса. Если хотите, Америка была построена на статистике (конечно же, и на капитале и на толковых ребятах, уехавших со своей родины, но этим, в отличие от статистики мы не обделены). Вы и сейчас в США можете свободно получить доступ к статистическим данным по отраслям, продуктам, услугам за 18 век. Многим сегодняшним успешным организаторам соревнований я говорил о необходимости систематизировать и унифицировать их спортивный бизнес. В ответ непонимание, как будто я говорю им на другом, непонятном им языке. Даже желания понять нет. Весь их бизнес строится на фундаменте использования момента и интуиции. Есть деньги сегодня, есть бизнес, нет денег, нет бизнеса. Я уж не говорю о стратегическом плане развития бизнеса на три, пять лет, но и на год планирование не ведется.
Другой пример: зная мои связи в мире спортивного ТВ, обращается ко мне руководство одной из федераций. Задача – продать на западное ТВ их соревнование. Соревнование, ради справедливости нужно сказать, мирового уровня. До этого эти соревнования не продавались никогда даже на отечественном ТВ, а лишь размещались там за деньги. Когда же я получил предварительное одобрение от одного европейского ТВ канала, эта федерация запросила такие деньги, что работать стало совершенно бессмысленно. Совершеннейшее непонимание ни рынка, ни работы с мировым ТВ, оторванность от мирового спортивного бизнеса!
Одна их легкоатлетических дисциплин – марафон преобразовалась в отдельный вид бизнеса с сотнями тысяч участников, ТВ и миллионными доходами. И, самое важное, существует совершенно открытая статистика о количестве участников по полу, по возрасту, по многим другим параметрам, что, безусловно, дает мощный инструмент для решений маркетинговых вопросов бизнеса. 487 000 участников американских марафонов в 2012 году не могли не привлечь Bank of America в качестве спонсора. Эффект только от Бостонского марафона этого года на местную экономику 137 миллиона долларов. А активы этого марафона 12.1 миллиона долларов, а налог, заплаченный в местную казну 1.1 миллиона долларов.
Мне очень хочется, чтобы наш спорт стал зарабатывать. Конечно, в спорте есть много способов заработать. Существуют различные модели спортивного бизнеса от корпоративных до локальных: английская, азиатская, американская и т.д. О них нужно знать, использовать их опыт, но строить нужно свою систему. У нас много талантливых ребят, которые смогли бы это сделать. Руководству федераций и организаторам нужно лишь начать что-то делать в этом направлении.
Наши спортсмены, примкнув однажды к мировому спортивному движению, сумели доказать свою исключительность и доминировали многие годы во многих дисциплинах. Я надеюсь, что и наши менеджеры, выйдя на мировую арену спортивного бизнеса, смогут достойно работать там на благо нашего спорта!
Автор: Андрей Стеганцов
Источник: runners.ru
Добавить свой: