Второй рейтинг – рейтинг героев лыжегоночной программы Олимпиады – так же субъективен, как и предыдущий. Многие мультимедалисты в него не попали, не сотворив невозможного, зато другие числятся в списке исключительно за одну медаль – но медаль удивительную.
10. Сборная Франции
Конечно, все представители олимпийской сборной Франции не называются героями Олимпиады – исключительно мужская эстафетная четвёрка в составе Жана-Марка Гайяра, Мориса Манифика, Робина Дювийяра и Ивана Перийя-Буато.
В эстафете эти парни выглядели достойно и заслужили свою трудовую бронзу. Гайяр и Манифика передались с третьим временем, а Перийя-Буато на последнем этапе едва не вырвал серебро у Максима Вылегжанина, изрядно потрепав тому нервы. Дювийяр на третьем отрезке эстафеты не впечатлил – но на третьем этапе в тени Александра Легкова находились все.
Эта олимпийская бронза – пока единственная олимпийская медаль в карьере Мориса Манифика, который является лидером французской сборной и по совокупности выступлений заслужил эту награду. Манифика отмечался на кубковых подиумах, а однажды даже выиграл.
9. Эмиль Йонссон
Звучит парадоксально, но именно Йонссон – самый удачливый лыжник Сочи. После того, как много раз отворачивалась от него на главных стартах, своенравная фортуна всё же повернулась к шведу лицом, решив, причём, познакомиться поближе. Один раз мог бы быть случайностью, но два – уже закономерность.
Йонссон смирился с очередным непопаданием в медали, когда его «вырубило» в финале личного спринта. А потом проскочил мимо упавшей троицы – но не успел сосчитать, сколько было соперников. Прибавил на подъёме, обходя Андерса Глёрссена, услышал, что идёт на медаль – и пересёк финишную черту третьим, долго будучи не в силах подняться на ноги.
Неделей спустя Эмиль так же не выдержал лидерского темпа во время командного спринта. Не блистал и его напарник Теодор Петерсон, который уходил на свой последний этап, борясь исключительно за четвёртое место. И трудно сказать, заехал ли бы Петерсон в тройку, минуя упавшего немца, если бы с ним не бежал Йонссон. Две олимпийских бронзы после россыпи неудач на главных стартах – и Олимпиада, и фортуна были полностью справедливы к лучшему кубковому спринтеру.
8. Ииво Нисканен
Юная финская сенсация, таки добившаяся олимпийского золота. Двадцатидвухлетний Нисканен попал в команду после чемпионата Финляндии, где на классической пятнашке занял четвёртое место. Потом на аналогичной дистанции он выиграл у Сергея Устюгова молодёжный чемпионат мира, попал в десятку на Кубке мира и… поехал на Олимпийские Игры.
На олимпийской «разделке» время Нисканена, стартовавшего в ранних номерах, долго было ориентиром для остальных. После воцарения Колоньи и Олссона оно было третьим, но на последнем круге мощно накатывал Дани Рикардссон – и молодой финн уступил ему две десятых секунды.
Реванш Нисканен взял в эстафете - Рикардссон, может быть, этого даже не заметил, но для молодого спортсмена это могло оказаться важным психологическим толчком. Толчком к золоту в командном спринте, которое стало весьма сенсационным. Напоминать подробности не хочется – победителей не судят, да и Нисканен здесь уж точно не при чём.
7. Ула Виген Хаттестад
После чемпионата Норвегии тренерский штаб внезапно огласил готовую четвёрку на спринт – и когда-то лучший спринтер мира, на упомянутом чемпионате ставший чемпионом страны, шёл в этом списке лишь пятым запасным.
Хаттестад хотел сдаться, плюнуть – и вместо этапа Кубка мира в Тоблахе поехать на один из проходящих в Европе марафонов, пропустив впоследствии и Сочи. Но не плюнул – и выиграл в Тоблахе, поставив тренеров в крайне неловкое положение. Тронд Нистад несколько дней думал, медлил, созывал консилиум – и Хаттестад всё же был включен в олимпийскую четвёрку вместо Финна Хогена Крога.
И всё всем доказал, не позволив усомниться в своей победе ни на долю секунды. Он выиграл квалификацию, а потом - четвертьфинал, полуфинал и финал, каждый раз выбирая беспринципно открытую тактику и проводя почти всё время на первой позиции.
6. Марит Бьорген
Имеет три золотые медали – лучший результат во всём пелотоне. Однако в текущем рейтинге не входит даже в пятёрку. Обойти Бьорген вниманием было бы несправедливо, но и поставить её выше рука не поднимается.
Это не значит, что Марит неуважаема – совсем наоборот. Но её победы воспринимаются как должное. В Сочи королева лыж, подтвердившая своё звание на самых престижных дистанциях, сделала то, что и должна была сделать, лишившись, к тому же, верной медали в эстафете и упав в спринтерском полуфинале.
Когда проблемы с норвежскими лыжами были решены, Марит Бьорген выжала из себя максимум, положив начало заделу в командном спринте и выиграв марафон.
5. Йохан Олссон
От действующего чемпиона мира в марафоне вновь ждали чудес и нестандартных решений. За кем бросился Легков в памятном ванкуверском скиатлоне? За Олссоном. Кому удался красивейший и едва ли не единственный за последние годы сольный отрыв на «полтиннике?» Олссону.
Но сам он едва ли собирался поражать в Сочи. Поражать – если только результатом «разделки», которая была последним шансом на личное золото Олимпиады. Олссон готовился к этой гонке целенаправленно, переступая через свои многочисленные болезни и травмы, но в январе опасность стала осязаемой: хроническое перенапряжение рёбер и прямая угроза участию в Играх.
Не отказаться от мечты помогла жена Анна – олимпийская чемпионка Турина и самый главный мотиватор. Первую скоростную тренировку Олссон провёл непосредственно в Сочи, а в одной из главных гонок карьеры победить не смог, финишировав вторым. Но двукратным олимпийским чемпионом он всё же стал – вновь в эстафете – и вошёл в тройку самых титулованных шведских лыжников по числу олимпийских медалей.
4. Даниэль Рикардссон
В один пригожий июльский день шведская пресса запестрела фотографиями с изображением автокатастрофы и заголовками, в которых сходу читалась лишь фамилия Рикардссон и слово «dödskraschen», понятное без прямого перевода на русский. Когда спустя несколько часов прояснились подробности, стало впору говорить, что Даниэль Рикардссон родился в рубашке. В аварии, где его друг умер на месте, сам он, помимо психологического удара, отделался повреждением связок на колене.
На первый взгляд, о личной олимпийской бронзе не могло идти и речи. Однако своим восстановлением Рикардссон поражал в том числе и врачей – спустя месяц-полтора после интенсивной работы на тренажёрах, которая позволяла восстановить работу мышц, он тренировался вместе с командой на лыжероллерах, выиграв одну из контрольных тренировок. На лыжи Даниэль встал значительно позже, заполняя высокогорные снежные сборы тренировками на роллерах, но в ноябре – в первой официальной гонке шведского отбора – стал вторым, уступив мизер.
А на Олимпиаде стал третьим в «разделке», вернув ту форму, в которой замыкал тройку общего зачёта три сезона назад. Ту гонку он провёл в своём стиле – размеренно раскатившись протяжёнными шагами – а два дня спустя вместе с партнёрами по команде защитил титул в эстафете.
3. Дарио Колонья
Самый стабильный лыжник современности явно был готов выдать свой самый лучший сезон, а за пару недель до начала сезона всех поразила новость: Колонья порвал связки на лодыжке и точно пропустит примерно два месяца стартов. Но Дарио был бы не Дарио, если бы сдался. Восстановившись после операции, он немедленно взялся за воплощение нового плана – арендовал паралимпийские сани, а потом возобновил и лыжные тренировки.
Уже в середине января Колонья весьма успешно стартовал на Альпийском кубке, а в первой же для себя гонке Кубка мира сенсационно занял второе место. В этом совершенно не нужно искать подтекст или сомневаться в честности методик – для спортсмена топ-уровня пропуск полутора месяцев стартов при умелой корректировке планов путать карты не должен.
В Сочи Дарио выиграл первую же гонку, за ней – вторую дистанционную. Однако изначально он ставил на марафон, где олимпийские боги всё же не помогли, обернувшись поломкой лыжи на последнем километре. А касаемо спринтов Гури Хетланд не обманула – травма действительно мешала делать нужные для коротких дистанций ускорения. Также она говорила о сложностях в классике – но в классической «разделке» важна всё же не резкость.
2. Юстина Ковальчик
Ожидания звёздной лыжницы Польши касаемо Олимпиады были не столь высокими для персоны такого масштаба. Проблемы с коньковым ходом приобрели катастрофичный оттенок, и у Юстины был реальный шанс всего на одно золото – золото десятикилометровой «разделки».
Она уверенно выигрывала все классические гонки, в которых стартовала (за исключением командного спринта), а за пару недель до Олимпиады получила травму стопы. Нелогичную, неспортивную – но стопа опухла, а Ковальчик продолжала проявлять свой твёрдый характер. И на предолимпийском этапе впервые в сезоне проиграла личную гонку классикой, даже не попав на подиум.
Уже в Сочи обнаружился неприятный перелом, а Юстина бегала на обезболивающих, в свободное от гонок время терпя дискомфорт. На свою главную гонку она выходила, словно на последний решающий бой – с мыслями «или выиграю – или умру». Не умерла – выиграла. В одну калитку – как и в начале сезона, когда травму нельзя было даже предположить. Кроме того, Ковальчик стартовала и в обеих эстафетах, где шансы на медали изначально были стремящимися к нулю – она не хотела подводить польскую сборную.
1. Шарлотта Калла
Не совсем сенсация – но безусловный прорыв. К Олимпиаде бессменный лидер шведской команды подошла в самых лучших кондициях - пожалуй, таких у неё не было никогда. Свою готовность Шарлотта демонстрировала уже в первой гонке, решившись на отчаянную атаку в подъём. За ней удержалась лишь Марит Бьорген, которая в итоге и выиграла.
Но обыграть Бьорген в скиатлоне невозможно, а следующее серебро Калла завоевала в классической гонке, уступив ещё одной приме на её коронной дистанции. Этим шведка продемонстрировала свою универсальность – показательней бы было, только б если случилось, что Шарлотта проиграла марафон Терезе Йохауг. Но перед марафоном Калла приболела, и лучшей шведкой на тридцати километрах стала Эмма Викен.
Калла всё же не уехала без золота – её звёздным часом стала эстафета. Первые два этапа отработали безупречно, но после третьего Шарлотта получила полуминутное отставание. В то, что она на пяти километрах сможет его отыграть, верилось с трудом; в то, что она его отыграет и выиграет у соперниц финиш – не верилось совсем. Но пятнадцатого февраля Шарлотта Калла доказала, что невозможное возможно.
Главный герой Олимпиады. Александр Легков
Сочинские достижения некоторых представителей этого рейтинга перекрывают сочинские достижения Легкова, но хотелось бы надеяться, что комментариев и пояснений не потребуется. Именно Легков в последний день Олимпиады обеспечил российским болельщикам едва ли не самый ощутимый прилив счастья. От него ждали давно, порой безнадёжно – но всё же ждали. И верили – в Сашу можно только верить.
А всё началось, как и всегда – поломкой палки в первой же гонке. Допускался даже вариант, что следующим и последним стартом Легкова в Сочи станет марафон. К счастью, марафон стал не следующим, а третьим – но неучастие лучшего дистанционщика мира во всех дистанционных гонках главного турнира по-прежнему необъяснимо. Александр стал главным кузнецом эстафетного серебра, заметно попугав начавшего оглядываться Олссона, и после оставался лишь полтинник.
Свой подъём он не отдал никому. Соперникам – пусть даже друзьям-соперникам – не осталось ни одного миллиметра на этом последнем подъёме, а предпоследнее четверостишие разрекламированного стихотворения Роберта Рождественского наверняка всплывало в памяти у каждого второго - тягун, выкат на стадион со спуска, протяжка, поворот на сто восемьдесят градусов… финишная прямая – и самая долгожданная победа.
А я в данный момент вспоминаю, как летом в Крыму, в тоннеле желаний в окрестностях горы Кошка, загадывала Легкову олимпийское золото.
Все фотографии принадлежат правообладателям
Валерия Кукалева
Добавить свой: